skruber (skruber) wrote in zampolit_ru,
skruber
skruber
zampolit_ru

Оскорбление Царём

Оригинал взят у skruber в Оскорбление Царём


Когда однажды старейшины Израиля пришли к пророку Самуилу и попросили поставить над ними царя, "чтобы он судил нас, как у прочих народов и пусть царь будет над нами",
и
мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши",-это ходатайство не шибко понравилось Самуилу.


Но, Самуил выслушал все слова народа, и обратился за консультацией с Господу.

И Господь ему ответил:
"послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе;
ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними;

То есть, сам Всевышний почувствовал себя уязвлённым просьбой народа Своего, но тем не менее согласился выполнить просьбу о выделении Царя оговорив, правда, права и полномочия будущего монарха

только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними.
вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его;
12. и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его;
13. и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы;
14. и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим;
15. и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим;
16. и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела;
17. от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами;

и пообещал:

"и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда."

С тех пор минуло уже достаточное количество времени, но споры о том нужен Царь народу Израиля или не нужен положительного решения так до сих пор не получили.

Так, с одной стороны, Маймонид настаивал, что избрание царя является для евреев заповедью.

С другой стороны, с резкой критикой монархизма выступил pаби дон Исаак Абрабанель, убеждённый, что " все свидетельствует о том, что Израилю царь не нужен" потому, что

1. Евреи не нуждаются в царе для ведения войны, поскольку Бог защищает их и воюет за них.
2. И не нужен им царь, чтобы давать законы, поскольку Моисей уже дал им Закон – Тору.
3. И, наконец, не нужен евреям царь, чтобы карать преступников – ибо Синедрион и без того имеет такие полномочия.

С третьей стороны, Любавичский Ребе, рабби Менахем-Мендл Шнеерсон разделил прерогативы Царя на политическую и духовную составляющие.

Он полагал, что Самуил хотел чтобы сыны Израиля сами достигли полного смирения перед Всевышним, без посредства царя, а царь уже должен был поднять их на наиболее высокий уровень богобоязненности.

С "политической точки зрения" еврейский Царь это судья, обладающий дополнительными полномочиями.

Как пишет Самуил Грустенец. Самуил Грустенец. Иудаизм и политика. Еврейская монархия — не конституционная, а абсолютистская, причем в гораздо большей степени, чем реально известные нам из европейской истории абсолютные монархии.

Царем по определению считается человек, имеющий право приказать убить любого из своих подданных.
Не нанять киллера и не расстрелять по решению ОСО, прячась от людей, а именно законно, не скрываясь, при всех приказать убить.

Разумеется, его произвол в чем-то ограничен, но эти ограничения накладываются ни в коем случае не обществом, а лишь Торой и заповедями.

Общество над царем не властно.


Раби Цви Иуда Берлин, предложил компромиссный вариант ответа на вопрос нужен ли Царь.


По его мнению, выбор между республикой, монархией и любой иной формой правления зависит, в первую очередь, от национальных потребностей конкретного момента:

И кажется мне, что есть большая разница между правлением царя и правлением выборных представителей. Есть страны, которые не потерпят самодержавие. И есть народы, которые будут без монарха подобны кораблю без капитана <...>.
И поэтому нельзя приказать народу избрать царя, пока люди не станут внутренне готовы принять иго царства, посмотрев, как окружающие народы живут под властью царя.

Только тогда и возникает заповедь назначить царя…



То есть согласно р. Берлину, царя следует избирать только при одном условии – если они, как русские в Смутное время, сами придут к внутреннему убеждению, что иные формы правления им не подходят.


Но а уж коли, то:

"восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда."
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments