kozlachkovich (kozlachkovich) wrote in zampolit_ru,
kozlachkovich
kozlachkovich
zampolit_ru

Александр Зимовский: "Инвесторов намотало на винт"

Должен сказать, что завод, о котором идёт речь — предприятие с типично белорусской судьбой. В Советском Союзе этот номерной завод (он имел номер 571) был ведущим предприятием по ремонту тяжелой бомбардировочной авиации.

В Болбасово ремонтировали такие машины, как Ту-16 и Ту-22М. В итоге Беларуси досталось первоклассное предприятие, но увы, совершенно без заказов. Алеж в стране нашлись светлые головы, которые решили, что вместо самолётов будут ремонтировать вертолёты. Хотя, даже если смотреть на картинки, то можно заметить между самолётом и вертолётом определённую разницу.

Небо. Девушка. Вертолёт.

Однако решение было принято. Завод у военных отобрали, и передали гражданскому белорусскому авиационному ведомству.

Ведомство с ним долго мучилось, в итоге, на очередной волне белорусской приватизации завод сначала акционировали. А потом и вовсе продали украинскому инвестору и его белорусскому партнёру. Всего-то за миллион долларов. Украинская корпорация «Мотор-Сич» взялась организовать на заводе ремонт вертолётов, в том числе и для украинских вооружённых сил. Тем более, что все двигатели и комплектующие для этих вертолётов «Мотор-Сич» сама и выпускала.

Схема была такая.

В апреле 2014 г. десантно-транспортный вертолет Ми-8МСБ-В приняли на вооружение украинской армии. И тут же было объявлено о заключении договора на поставку 13 вертолетов украинским силовым структурам (10 для министерства обороны и 3 для национальной гвардии МВД Украины). Для выполнения гособоронзаказа было привлечено ОАО «Оршанский авиаремонтный завод», которое находится под контролем ПАО «Мотор Сич» с 2011 года.

Белорусы получали закупленные «Мотор Сич» по остаточной стоимости у министерства обороны Украины вертолеты Ми-8, делали их капитальный ремонт и доработку, после чего возвращали технику «гражданского применения» на «Мотор Сич». А на Украине вертолёты оснащались новыми двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е, и передавались в войска.

Всего с Оршанского АРЗ отправили на Украину 12 вертолётов Ми-8МСБ: 7 машин в 2014 году, и 5 вертолётов в 2015 году.

Когда на Украине началась гражданская война, на завод стали поступать в ремонт украинские боевые вертолёты. В сети без труда можно найти их фотографии Вертолёты стоят в цеху, и на корпусах видны характерные повреждения, полученные в результат обстрелов. Здесь я их не публикую из соображения сохранности государственной тайны. Зато вот вам «первый независимый белорусский вертолёт», официальная версия.

Photo: http://www.byavia.net/galerka/photo.php?id=7076

Четыре года назад руководством республики была поставлена задача создать и начать производство собственного белорусского вертолёта, с украинским двигателем. Он получил наименование Ми-8МСБ. Этот вертолёт летает, и на нём даже катали белорусских чиновников, в целях демонстрации.

Газеты Беларуси много шумели насчёт «прорыва» и превращения Беларуси в мощную авиастроительную державу. В итоге оказалось, что прорывной белорусский вертолёт, получивший регистрационный номер EW-396TE, был построен ещё в СССР в 1976 году. То есть на сегодня первенцу белорусского вертолёто- и авиастроения уже 42 года. И его вполне можно называть дедушкой белорусских винтокрылов.

Photo: https://russianplanes.net/id180008

А потом болбасовский завод «неожиданно» оказался в кризисе. Долги превысили 35 миллионов долларов, причём две трети этого долга оказались за украинские моторы. На завод сначала пришли проверяющие, а за ними — борцы с расхитителями капиталистической собственности. Кроме того, оказалось, что вся лицензионная документация на вертолёты принадлежит не белорусской стороне, а очень даже российской. А ещё на заводе провалили белорусский госзаказ по строительству и ремонту вертолётов для белорусской армии. И даже, вроде бы, украли при этом какие-то деньги. История, в общем, вышла мутная. А вместо белорусского вертолёта армии пришлось закупить в России 12 винтокрылых боевых машин нового поколения.

Поэтому было принято решение завод у украинских инвесторов забрать без всякой компенсации, а денег за уже поставленные двигатели украинцам не платить. Кроме того, завод является единственным предприятием белорусского посёлка Болбасово, там около восьмисот человек кормится с этого завода. И если завод банкротить, то все эти люди с семьями останутся без куска хлеба. Разумеется, белорусские власти приняли решение завод спасти любой ценой, хоть бы и со скандалом. Возможно, Лукашенко сможет договориться, и завод будет включен в технологическую цепочку корпорации «Вертолеты России», это будет самый разумный выход.

К слову сказать, белорусские правительственные вертолёты Ми-8 в самой Беларуси не обслуживаются, их гоняют на ремонт в Казань, где и проводятся все необходимые регламентные работы.

Комментарий для НСН, полная версия
Tags: aviation, casus belli, Белорусская весна, Белорусское экономическое чудо, В Белорусской армии дураков не держат, Техника и вооружение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment