vlad_pu (vlad_pu) wrote in zampolit_ru,
vlad_pu
vlad_pu
zampolit_ru

Союзный шантаж



«Шантаж» звучит как-то вульгарно, мне больше нравится «вымогательство» /
Blackmail is such an ugly word. I prefer «extortion». Футурама

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, в последнее время увлеченно занимающийся вопросами сельского хозяйства, на завершившейся неделе все-таки смог выбрать время и в пятницу 2 августа обратился к вопросам российско-белорусских отношений. Белорусский президент не скрывал, что с учетом идущей предвыборной кампании, Минску в отношениях с Москвой придется принимать решения «стратегического характера», но их первоначально необходимо сформулировать и как бы обсудить, для чего в пятницу во Дворце независимости и было собрано немало должностных лиц.

Ревизор на пороге?

Автор этих строк, естественно, не мог не сравнить слова А. Лукашенко, высказанные им перед началом закрытого (!) совещания («У нас очередное совещание по актуальным текущим вопросам, хотя есть и вопросы стратегического характера, как, допустим, отношения с Россией в Союзном государстве. Нам сегодня предстоит обсудить эти вопросы и принять решения» (https://www.interfax.by/news/belarus/1262184) с знаменитой фразой Городничего из гоголевского «Ревизора»: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор…».

Понятно, что никакого «ревизора» в Минске не ждут, но то, что на А. Лукашенко начинает беспокоить начавшийся электоральный цикл, условия проведения которого постепенно, но неуклонно приобретают крайне сложный и даже опасный характер, не вызывает сомнений.

А. Лукашенко прекрасно знает и понимает свой народ, четверть века живущего в основном надеждами на фоне постоянной борьбы за элементарное выживание. Выборы – это сделка властей с собственным народом.

Для легитимизации шестого срока (!) белорусскому президенту необходимы ресурсы в десятки миллиардов долларов. Причем электорат перед выборами должен знать, что ресурсы с той же России уже получены или, хотя бы твердо обещаны, финансы и дешевые энергоносители вот-вот будут вброшены в экономику и очень оперативно и, конечно, позитивно скажутся на заработных платах, пенсиях и ценах. Люди, перед тем как идти к избирательным урнам должны получить надежду на то, что социально-экономическая ситуация в стране не только не ухудшится, но и относительно быстро улучшится.

Иными словами, властям нужны надежды, которые, застряв на определенное время в головах электората, помогут «прикрыть» любой результат голосования, легитимизировать любой состав парламента, любые, даже самые скандальные, изменения в Конституции. Надеждами народа выстлана «дорога» к шестому президентскому сроку А. Лукашенко. Но ведь сейчас таких «надежд» у населения нет. Ресурсов для их «выращивания» тоже нет. Катастрофа…

Судя по печальным для белорусской стороны итогам июльского российско-белорусского саммита в Санкт-Петербурге (18.07.2019), существует вполне реальная угроза, что выборы в нижнюю палату белорусского парламента властям республики придется проводить «на сухую», без ресурсов. Однако, белорусские власти публично не признали июльский провал.

Все хорошо!

Не сразу, но где-то через неделю после возвращения А. Лукашенко из северной столицы России в белорусских и даже российских СМИ появились более-менее продуманные отклики на проведенный саммит. Понятно, что в целом переговоры оценены очень позитивно и даже сделаны намеки, что встреча станет неким стартом для разрешения «всех спорных вопросов». При этом делаются намеки, что Союзное государство должно заняться чем-то опережающим, создавая новые ресурсы, а не конфликтовать за передел уже имеющихся ресурсов (https://rg.ru/2019/07/24/politolog-kirill-koktysh-rasskazal-ob-itogah-foruma-v-sankt-peterburge.html). Это мнение претендует на политическую формулу.

Реплика

Предложенная формула внешне выглядит вполне разумной, если не учитывать два важных момента. Во-первых, между Минском и Москвой идет спор о «перераспределении» не «уже имеющегося ресурса», а исключительно российского. У белорусской стороны ресурсов нет и перераспределять ей нечего. Во-вторых, конфликтность отношений в СГ, естественно, на какое-то время спадет, если Минск все-таки получит столь необходимые ему в предвыборный год ресурсы («спорные вопросы» или «белый лист»), чтобы снова вспыхнуть уже в 2020 г., что и было все последние пять переизбраний А. Лукашенко на пост президента РБ. Так что формула «провисает» …

Все будет решено!

Любопытно то, что если опытные аналитики все-таки отметили, что президенты обменивались между собой «концепциями» (там же), хотя и не отметили, чем этот «обмен» закончился, то в целом все медийные отзывы, как и две недели назад закончились выражением уверенности, что все «спорные вопросы» будут сняты к декабрю текущего года: «И те посылы, которые пошли от глав государств, в частности от нашего Президента, о том, что нам нужно всю проблематику, которая есть, конкретно действенно снять к концу года – к юбилею подписания союзного договора» (https://www.sb.by/articles/klub-redaktorov-glavnyy-itog-vi-foruma-regionov-dogovorennost-reshit-vse-problemy-k-kontsu-goda.html).

Были отмечены и попытки уже праздновать «победу», означающие, что очень скоро российские ресурсы неминуемо попадут в руки А. Лукашенко: «Судя по всему, все имеющиеся проблемы скоро будут решены. И то, над чем билась Беларусь (пыталась вытянуть из России кредиты, «компенсации» и энергетические преференции – А.С.) достаточно долгое время на самых разных площадках, громогласно заявляя о том, что пора принимать какие-то конкретные решения, эта история близится к завершению» (там же).

Необходимо напомнить, что главным вопросом июльской встречи президентов России и Беларуси на «полях» VI Форума регионов России и Беларуси был поиск формулы, обеспечивающей опережающее финансирование предвыборной кампании А. Лукашенко. В данном случае стоит напомнить о приоритетах белорусского руководства: сначала власть, а страна и народ по остаточному принципу. Так что в Санкт-Петербурге как раз и шел разговор о «спорных вопросах», т.е. о пакете белорусских предварительных условий запуска Программы реализации Союзного договора от 8 декабря 1999 г.

«Первичный пакет»

Итак, правительственные пропагандисты уверяют белорусский истеблишмент и политические класс республики, что «спорные вопросы» будут решены до декабря. Необходимо в очередной раз напомнить, что входит в этот «первичный пакет» из «спорных вопросов» (автор ранее называл его «чистый лист» - https://politoboz.com/content/soyuznoe-palomnichestvo): компенсация Беларуси за российский налоговый маневр в российской нефтедобыче, компенсация за «грязную нефть», выдача кредита в 600 млн. долларов и последний транш Евразийского фонда стабилизации и развития в 200 млн. долларов, снижение цены на поставляемый Беларуси российский природный газ до уровня Смоленской области (70 долларов США за тысячу куб.м), обеспечение беспрепятственного доступа на российский рынок белорусской, а зачастую европейской и украинской, мясомолочной и другой продовольственной подсанкционной продукции и т.д.

Где-то тут можно найти и вопросы о легализации белорусской контрабанды сигарет (Беларусь - крупнейший центр табачной контрабанды в Европе), о выделении белорусским перевозчикам разрешений на перехват колесного транзита между ЕС и РФ и еще немало того, что требует Минск от Москвы. Вот этот «пакет» и должен «выбить» А. Лукашенко из российского руководства.

С учетом того, что компенсация за российский налоговый маневр и преференциальные цены на газ будут «играть» несколько лет, финансовый «вес» «пакета» составляет десятки миллиардов долларов США. Аппетиты у белорусского руководства на уровне мировой державы с флотом и ядерным оружием…

Пропагандисты уверяют белорусов, что белорусский президент обязательно добьется успеха и Россия предоставит искомый «пакет» белорусской стороне. Иными словами, в Минске уверены, ресурсы к выборам будут, а Москву белорусский президент в очередной раз поставит на колени. Причем произойдет это очень быстро – к ноябрю. Напомним, что на ноябрь намечен очередной российско-белорусский саммит, где, судя по победным заявлениям в белорусской официальной печати и объему «пакета», А. Лукашенко будет принимать фактически капитуляцию В. Путина.

Реплика

Какого президента не возьмешь в соседних с Россией странах, так почти все позиционируют себя (или еще относительно недавно позиционировали) в качестве новых Наполеонов, которым вот-вот вручат ключи от Москвы. Эту «треуголку» примеряли Грибаускайте, Саакашвили, Порошенко, да и как не вспомнить самоуверенную А. Меркель, когда она 15 февраля 2015 года вошла в минский Дворец независимости, чтобы принять капитуляцию России. Словно вернулся 1856 год и Парижский конгресс, где император Франции Наполеон III вместе с Великобританией, Сардинским королевством и Османской империей по итогам Крымской войны диктовал условия унизительного для России Парижского трактата. Париж в этот момент ликовал: «Племянник великого императора отомстил России за 1812 год!». Однако в 2015 г., у германского канцлера что-то не получилось взять реванш за Великую отечественную…

Не получилось и у шестого президента Украины. В. Зеленский неоднократно репетировал свои первые слова, которые он скажет при встрече с президентом России: «Ну, наконец-то вы вернули наши территории. Сколько еще готовы компенсировать денег за то, что отобрали наши территории…» (https://www.obozrevatel.com/president-2019/zelenskij-rasskazal-chto-skazhet-putinu-pri-vstreche.htm). В июле В. Зеленский сам позвонил в Кремль и был исключительно вежлив… О территориях не заикался.

Ловушка?

Итак, откуда у белорусской стороны такая уверенность, что осенью «пакет» будет «получен»? Ведь 18 июля А. Лукашенко так и не добился от В. Путина гарантий, что «пакет» будет оперативно и досрочно «выдан» белорусской стороне…

Чтобы понять суть проблемы, желательно её формализовать. Итак, на столе двух президентов лежит Программа реализации союзного договора (Р). Но Программа (Р) не будет эффективна без «Дорожной карты» (Дк), в которой заложен механизм исполнения самой Программы. Именно этот комплекс (Р+Дк) и должен быть предложен А. Лукашенко на подписание 8 декабря. Причем, как мы помним, А. Лукашенко сам настаивал 18 июля на данном политическом расписании: «Я предлагаю снять все вопросы к этой дате (08.12.2019), и в рамках Высшего Госсовета, или мы как договоримся, все это утвердить: и программу, которая определит стратегию наших действий, и снять текущие проблемы, которые сегодня есть» (https://vz.ru/news/2019/7/18/988107.html). Обратите внимание: «снять текущие проблемы» - вот он, «предварительный пакет»!

Вот тут и начинается интрига. Еще раз: белорусская сторона готова сесть за стол переговоров о Р+Дк в начале декабря, только если Москва предварительно выполнит условия Минска – выполнит «предварительный пакет» (ПП). Иными словами, реализация Москвой ПП открывает дорогу к обсуждению Р+Дк.

Но тут из «кустов» выглядывает «волчья яма»: даже если Москва пойдет буквально на все условия Минска и выполнит «пакет», это еще не значит, что А. Лукашенко подпишет Р+Дк, не говоря уже о том, чтобы данную Программу в Беларуси начнут выполнять. Итак, перед нами вполне откровенный шантаж, совмещенный с примитивной ловушкой, что так характерно для Минска.

Напомним, что действительно, в ПП входят стратегические вопросы – растянутая на четыре года компенсация за нефтяной маневр (min 10 млрд. долларов США), внутрироссийская цена на поставляемый газ, открытая граница для подсанкционной контрабанды и т.д. После решения данных вопросов в сентябре – октябре А. Лукашенко уже в ноябре – декабре может демонстративно швырнуть Программу в урну, так как он и так, на «подходе» к столу переговоров уже все получил, включая шестой президентский срок. Но почему в Минске так уверены, что Москва капитулирует и оплатит «пакет»?

Шантаж

В данном случае, видимо, в сознании белорусского руководства срабатывает стереотипные приемы решения своих проблем в Москве – калькуляция каждого шага и каждой буквы в соглашениях и контрактах с Россией. Так было, когда возник вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Минск потребовал за поддержку России огромную компенсацию. Ранее, в 2003 году А. Лукашенко потребовал компенсацию в 2 млрд. долларов США ежегодно за учреждение единого эмиссионного центра валюты Союзного государства и т.д.

Видимо, в Минске срабатывает простейшая логика – санация СГ в формате «углубления» экономической интеграции нужна России, то пусть за Москва и платит. Ведь Беларусь и так все устраивало – Москва два десятка лет бесперебойно обеспечивала финансово-ресурсную поддержку белорусской экономики, что позволяло Минску заявлять суверенный и как правило, антироссийский внешнеполитический курс.

Итак, повторим минскую версию: если Россия с 2018 года настаивает на ликвидации иждивенческого формата СГ, то пусть Москва за это выполнит условия Минска – т.е. выполнит все требования А. Лукашенко согласно «предварительного пакета» (ПП). Примечание: обратите внимание, о политической интеграции в Москве уже не говорят, хотя СГ позиционировалось в 1999 году, как политический проект между РБ и РФ.

Понять логику Минска можно. За четверть века президентства А. Лукашенко Москва неоднократно шла на уступки белорусской стороне, поддавалась на откровенный шантаж белорусского президента, фактически откупалась от Минска, когда белорусские власти начинали требовать уступок и дотаций в самый разгар очередного противостояния России и Запада и бесконечно уговаривала. Так что в Минске скорее всего, почти уверены – «прокатит» и в этот раз или, как неоднократно мелькало на белорусских Интернет-форумах: «Платили и будете платить (Россия – А.С.». Отсюда и такое ликование в белорусских официальных СМИ, где уверены, что «спорные вопросы» будут решены в пользу Беларуси/Лукашенко (https://www.sb.by/articles/klub-redaktorov-glavnyy-itog-vi-foruma-regionov-dogovorennost-reshit-vse-problemy-k-kontsu-goda.html)

Московская формула

Однако не все так однозначно. Дело в том, что в российском руководстве вышеперечисленные формулы смотрятся несколько по-другому. Во-первых, Москва вообще не видит, как говорится «в упор», ни «спорных вопросов», ни «предварительного пакета». Эти «спорные вопросы» торчат из карманов белорусской стороны, т.е. это белорусские проблемы и мечты. Иными словами, ПП является неотъемлемой частью Программы (Р+Дк+ПП). Вот с такой московской трактовкой в Минске никак не могут согласиться, так как это означает для А. Лукашенко минимум провал шестого президентского срока.

Но возвращаемся к формуле. Итак, если Беларусь рассчитывает поживиться «пакетом» до 8 декабря 2019 г. (ноябрьский саммит), А. Лукашенко необходимо как-то расщепить российскую Программу, вытащить из неё «предварительный пакет» и заставить Москву его оплатить.

Понятно, что тут же возникает вопрос: Как это добиться от российского руководства? Ведь А. Лукашенко навязывает Москве «пакет» с осени 2018 года, а «воз и ныне там». Что сейчас вдруг изменилось в отношениях между Москвой и Минском, а также на международной арене, что позволит А. Лукашенко в августе – октябре 2019 года буквально публично растоптать В. Путина и вынудить его «разделить российские ресурсы» (https://rg.ru/2019/07/24/politolog-kirill-koktysh-rasskazal-ob-itogah-foruma-v-sankt-peterburge.html)?

Реплика

Господин В. Зеленский весной текущего года почему-то тоже был уверен (а может просто играл роль мистического лидера), что его почти триумфальная победа на президентских выборах будет означать почти автоматическое возвращение в состав Украины Крыма и Донбасса. Однако, как оказалось, чудес не бывает.

Ответ Москвы

Остается вопрос: есть ли реальные факторы, позволяющие утверждать, что Москва поддастся белорусскому шантажу? Ведь действительно, именно российское руководство больше года назад предложила изменить формат союзных отношений…

Все правильно, но есть одно важное замечание. Главная задача санации союзных отношений, т.е. «углубление» экономической интеграции – уход от дотаций крайне неэффективной, построенной на иждивенческой и коррупционной основе, белорусской экономической системе.

Дотации – индикатор того, что никакой экономической интеграции между РБ и РФ нет. Если будет реальная российско-белорусская интеграция, то необходимость в дотациях отпадет естественным путем. Так что выполнение Минском подготовленной Программы означает переформатирование белорусской экономики (1), проведение целого ряда интеграционных мероприятий, увязывающих две соседние экономики (2), ликвидацию дотаций (3). Иными словами, Минску давать «рыбу» больше не будут, а предложат «удочку» …

Необходимость данного решения («углубление» экономической интеграции) было основано на понимании того, что экономическая поддержка Беларуси со стороны России невозможно конвертировать в политические решения: поддержку России на внешней арене и в реальное союзничество в военно-стратегической сфере. Поворот Москвы к «углублению» экономической интеграции на деле означает признанием того общеизвестного факта, что Беларусь не является и никогда не являлась союзником России. Иными словами, Минск уже не сможет менять статус «союзника» на многомиллиардные дотации. Ему не верят…

Примечание: отказ от размещения базы российских ВКС в 2015 года стал реальной «точной невозврата», о чем автор этих строк предупреждал еще четыре года назад. Но в Минске не услышали…

Итак,

Если А. Лукашенко будет пытаться шантажировать Москву нежеланием подписывать Программу, то он рискует войти в 2020 год с нефтью и газом по мировой рыночной цене, с крайне осложненной процедурой пропуска на российский рынок белорусского продовольствия, без кредитов и т.д. Иными словами, шантаж белорусского президента России равнозначен его политическому самоубийству, что, по идее, правильно. Так что пусть не подписывает… Шантажистов, тянущихся к чужому, необходимо, как говорится, сходу бить по рукам. Чтобы неповадно было другим. Хотя некоторые южане уже и без рук успели остаться…

А. Суздальцев, Москва, 03.08.2019
Tags: Белоруссия, Белорусская весна, Белорусские абассаки, Белорусское экономическое чудо, МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ, МЕТОДАМИ НОМЕНКЛАТУРНОГО ФЕОДАЛИЗМА, Методы достижения расчётного результата, Но и чужой вершка не отдадим!, Номенклатурный феодализм, ЧУДОВИЩНАЯСИЛАпУТИНЩИНЫ, Черта оседлости, Экономика должна быть экономной!, Экономическая тетрадь, Экономическая тетрадь расстреляного гене, Экономический садизм, Эксгумация смыслов, Экспроприируем экспроприаторов, оккупация, окончательное ешение евгейского вопгоса, финансовые вопросы, финансовый терроризм, финансы, что охраняю то имею, чтобы товарищ Путин спасибо сказал, эффективный бизнес
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment