p0pik0v (p0pik0v) wrote in zampolit_ru,
p0pik0v
p0pik0v
zampolit_ru

Category:

«Скрытые чемпионы»


"Термин «скрытые чемпионы» по отношению к технологическим компаниям возник еще в середине 1980-х годов. Таким условным наименованием стали описывать феномен небольших, узкоспециализированных компаний, которые контролируют в своем сегменте от 50% до 95% не просто национального, но мирового рынка.

Возник такой феномен на стыке двух тенденций. С одной стороны, такие компании стали детищем глобализации мирового рынка. Транспортные, национальные, таможенные и разрешительные барьеры были значительно снижены, а бизнес даже самой мелкой компании стало возможным эффективно распространить на весь мир.

С другой, мир технологий и бизнеса стал предельно специализированным – часто какой-то технологический процесс просто слишком незначителен даже в масштабах большого государства. Например, среди «скрытых чемпионов» внезапно оказываются компании, которые контролируют 90% мирового выпуска театральных занавесов, 75% рынка колесиков для больничных каталок, 60% мировых продаж «ценовых табло» для заправочных станций. Эта особенность определяет и еще один момент: такие небольшие компании редко становятся объектами антимонопольного разбирательства – ведь, действительно, мало кому придет в голову расчленять компанию, которая контролирует мировое производство мармелада в форме мишек. А ведь, на секундочку, есть и такая.

Конечно, значительную часть таких компаний составляют именно технологические, инновационные предприятия. Ведь защитить конструкцию колесика для больничной каталки можно лишь патентом, а с формой мишки из желе и вовсе дела плохи, но вот прокладку какого-нибудь трубопровода сопровождает такой объем «ноу-хау», что просто даже выучить все названия технологических процессов можно не за один месяц.

Инновационность «скрытых чемпионов» – не пустой звук. Если обычные компании тратят на НИОКР лишь около 3% своей выручки, а крупные глобальные компании поднимаются до уровня в 3,6%, то узкоспециализированные «чемпионы» вкладывают в НИОКР львиную долю своих прибылей – около 6% валовых доходов. Еще одним моментом, характеризующим «скрытых чемпионов», является их ориентированность на человеческий капитал. Относительно высокие издержки этих компаний – прежде всего высокая оплата персонала. Именно ставка на дорогой и квалифицированный труд определяет суть таких компаний, которая состоит в постоянном поиске возможностей повышения качества и производительности труда.
Средний срок службы сотрудника в компании-«чемпионе» – 21 год, практически вся рабочая жизнь, проведенная на одном месте работы, часто с повышением от стажера и вплоть до топ-менеджера. Для сравнения, в обычной крупной компании люди работают в среднем шесть лет, и этот срок постоянно снижается. Текучка кадров в «скрытых чемпионах» в пять раз ниже, а заработная плата в полтора-два раза выше, чем в среднем в их отрасли. Понятным образом, в такой компании «рулят» не офисные клерки или финансисты, а грамотные инженеры и квалифицированные рабочие, к тому же работающие буквально «в поле».

Именно такой компанией является Allseas Group – наряду с итальянской Saipem, дочерней компанией итальянской энергетической компании Eni, она является одним из «скрытых чемпионов» отрасли укладки морских трубопроводов. Так что, как ни крути, с уходом швейцарцев Газпром потерял компетенции, которые создавались не просто годами, а десятилетиями.


И вот тут возникает простой вопрос: а стоит ли России сознательно растить «чемпионов» у себя дома – или ждать очередного «жареного петуха»? Приведем интересный факт: немецкий экономист, профессор Герман Симон, который ввел в научный оборот понятие «скрытого чемпиона» в начале 1990-х годов, в своей монографии собрал список из 2734 компаний, которые подпадают под это определение. Более половины этих предприятий находятся в Германии, лишь 13% – в США, и только 7% – в Китае.

В России, по мнению Симона, лишь 14 предприятий-«чемпионов», доли процента от общемирового числа. Хотя мы и идем по этому параметру на уровне Норвегии, Финляндии или Бразилии.

Проблема в другом – наши «чемпионы» в основном родом из СССР. Чисто российских компаний среди них не так и много: это, например, компания «Волга-Днепр», которая контролирует около 60% мирового рынка чартерных негабаритных авиаперевозок, хотя и использует советские самолеты Ан-124.


А так это в основном IT-компании, например «Лаборатория Касперского» с более чем половиной рынка антивирусов или «Яндекс», доля которого составляет 63% российского национального рынка интернет-поисковиков.

При нашей численности населения такое число технологических компаний выглядит откровенно низким. Пересчитав количество «чемпионов» на миллион занятого населения, получаем показательную картину: три страны, говорящие на немецком, а именно Германия, Австрия и Швейцария, имеют фактически одинаковое количество «скрытых чемпионов» на миллион занятых – от 16 до 14. А вот уже даже у США – лишь 1,2 компании на миллион. У Китая и у России – 0,1 компании на миллион занятого населения. Как говорится, почувствуйте разницу"

Примечание ИАО КМСС: "Скрытым чемпионом" среди спецслужб по нашему мнению является Communications Security Establishment Canada, (фр. Centre de la sécurité des télécommunications Canada, CSTC).
Русские ЧВК в самое ближайшее время, если государство им перестанет мешать, смогли бы захватить до 90% мирового рынка .....
Информация к размышлению:


Tags: В этом есть политический подтекст, Изнанка тьмы, МЫ ВАС ПРЕДУПРЕЖДАЛИ!, Предварительное будущее, Предвидимое будущее, Предвоенное, Только факты, в часы самоподготовки, военно-политическое образование, наука, наука и техника, политико-воспитательная работа, пройдохи и мошенники, промышленная политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments