drugoy_dolboeb (drugoy_dolboeb) wrote in zampolit_ru,
drugoy_dolboeb
drugoy_dolboeb
zampolit_ru

Categories:

Инструменты российского влияния в Белоруссии (часть 1)

«… Бойся ложного знания. От него всё зло в мире».
(Л.Н.Толстой)

А знания многих белорусов об общественно-политической жизни в Белоруссии и за ее пределами формируются под активным и нарастающим влиянием России. Причем, влияние это оказывается на все сферы общества и государства. В первую очередь, на экономику, ведь торговый оборот Беларуси с Россией – около 50%, к тому же экономика Белоруссии имеет 100% зависимость от российского газа и 90% зависимость от российской нефти (пока).

А так как концентрированным выражением экономики, по определению прусского военного теоретика Карла фон Клаузевица, является политика, то под российским влиянием, под воздействием инструментов российского влияния формируется внутренняя и внешняя политика Белоруссии, политические взгляды и убеждения ее граждан.

Какие же инструменты российского влияния действуют в Белоруссии и воздействуют на ее граждан?

Информационные каналы

Использование информационных каналов в качестве инструмента воздействия на граждан других стран вполне ясно обосновал еще в 2013 году начальник российского Генерального штаба Валерий Герасимов, который публично заявил, что информация может являться неотъемлемой частью новой гибридной войны. Так как, по мнению Клаузевица, война является продолжением политики с привлечением иных средств, то российская новая гибридная война – это продолжение российской политики с использование в качестве оружия информационных пропагандистских каналов.

Этими каналами являются различные российские и пророссийские информационные и псевдоинформационные ресурсы. Например, телевизионная компания Russia Today, осуществляющая вещание более чем в 100 странах мира на многих языках. Или радиокомпания Sputnik и одноименное новостное агентство, в составе которого вебсайты, мобильные приложения, онлайн-трансляции, радиовещание и пресс-центры. Подачу информации Sputnik осуществляет более чем на 30 языках, а количество его подписчиков по всему миру составляет более 16 млн человек. В этой связи неудивительно, что российскому информационному влиянию подвержено и общество многих стран Восточной и Центральной Европы, а также других государств, экономика и политика которых не находится в прямой зависимости от России.

Однако в некоторых странах от этого влияния избавляются, причем, не всегда запретами, не лишением лицензии, не строительством сети «глушилок» или файрволов, а исключительно воспитанием своего населения. Например, в 2015 году президент Финляндии заявил, что его страна подвергается информационной агрессии со стороны России. После этого финны привлекли более 100 специалистов в различные правительственные структуры для разработки и внедрения национальной программы медиаграмотности. В результате внедрения этой программы агентство Sputnik вынуждено было прекратить свою работу на территории Финляндии.

На Украине, которая уже более пяти лет является целью масштабных пропагандистских и дезинформационных атак российских информационных ресурсов, были приняты радикальные меры и в настоящее время в стране заблокированы около 90 российских телеканалов, более 18 интернет-страниц, российские социальные сети («Одноклассники», «В контакте»), а также такие интернет-ресурсы, как Яндекс и Майл.Ру. Тем не менее, Россия сохраняет свое влияние в некоторых украинских СМИ.

Российские СМИ, особенно телевидение и интернет-ресурсы, являются основными информационными инструментами активного и нарастающего российского влияния и в Белоруссии. Так, российские телевизионные каналы занимают около 60% беларуского информационного пространства, при этом им доверяют 2/3 жителей Белоруссии. Естественно, что среди них не только домохозяйки и пенсионеры, но и госслужащие, военнослужащие, сотрудники военизированных формирований.

Кстати, в России, где телевидение смотрит 85% населения, уровень доверия основным новостным каналам с 2015 года постепенно снижается, например, «Первый канал» – 38%, «Россия 1» – 33%, «Россия 24» – 41%, «НТВ» – 23%. В то же время по 3-4% в год растет уровень доверия интернет-ресурсам и социальным сетям, который составил в 2019 году 42%.

Основным источником информации для большинства жителей Белоруссии, имеющих выход в интернет, кроме российских телевизионных каналов, являются также российские интернет-ресурсы. Этому в немалой степени способствуют новостные агрегаторы, т.н. рекомендательные сервисы Google, Yandex, Mail.ru, Opera и т.п., которые формируют новостной контент для пользователей. В результате белорусский пользователь, открывая в своем телефоне или компьютере браузер Chrome, Yandex или Opera получает список белорусских новостей в основном российских СМИ, немалую долю среди которых занимают различные фейковые новости и вбросы, дискредитирующие в той или иной мере не только белорусскую власть, но и белорусский народ, белорусскую культуру. Наиболее активными сайтами в этой информационной агрессии против Белоруссии и белорусов являются сайты eadaily.com, regnum.ru, imhoclub.by, politring.com, 4esnok.by, sonar2050.org, друзья-сябры.рф, sputnik.by, belvpo.com, vesti24.by, iarex.ru, rosbelsoyuz.su, vitrusdom.ru, soglasie.by, imperiyanews.ru, ross-bel.ru.

Кроме этих сайтов, производящих собственный контент, либо транслирующих материалы, содержащие дезинформацию и пропагандистские нарративы в отношении Белоруссии и белоруссов иных российских пропагандистских ресурсов, существует немало и других:, в частности, riafan.ru, politnavigator.net, oko-planet.su, news-front.info, ukraina.ru, materik.ru, topwar.ru, ruskline.ru, cont.ws, fondsk.ru, rusvesna.su, rubaltic.ru, которые свою дезинформацию и антибеларускую пропаганду разбавляют плагиатпубликациями беларуских интернет-ресурсов, выставляя чужие материалы без каких-либо ссылок и указания авторства.

Часть антибелоруских пропагандистских ресурсов маскирующиеся под белорусские региональные или общественные, например, teleskop-by.org, dranik.org, inspect.by, sozh.info, vitbich.org, berestje-news.org, grodnodaily.net, mogilew (.by, .net, .org, .com), podneprovie-info.com и другие. На этих сайтах перепост обычных новостей или публикаций с других сайтов разбавляется авторским контентом с неприкрытой и жесткой антибелорусской пропагандой, а также предоставляется площадка профессиональнсым пропагандистам «русского мира» из числа граждан Белоруссии, находящихся на иждивении российского государства через структуры-прокладки. Самое забавное, что некоторые из этих «любителей» России за денежные знаки в недалеком прошлом были активистами как раз антироссийских структур и грезили строительством «Балтийского рейха», который им виделся неоязыческой теократией, а себя они в своих фантазиях представляли исключительно в роли верховных жрецов-правителей.

Все эти сайты тесно связаны с российскими фондом «Народная дипломатия» пригожинского РИАФАН, организациями «Русь молодая» и CIS-EMO, которая значится организацией по независимому наблюдению за избирательными процессами в различных странах и была прикрытием для «наблюдателей» на референдуме 2014 года в Крыму, на выборах в Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье.

Продолжение следует

Леонид Спаткай, специально для Belarus Security Blog
Tags: drahg nach osten, independens day, liberte egalite fraternite, Ад и израиль, Белоруссия, Белорусская весна, Белорусские абассаки, Как в лужу пёрнул...., ЧУДОВИЩНАЯСИЛАпУТИНЩИНЫ, агитация, и смех и грех, идеологическое противоборство, идиоты, идиоты не пуганые, пройдохи и мошенники, работать так, чтобы товарищ Путин спасибо сказал
Subscribe

  • Женщина рядом, если всё хорошо

    Очень просто быть примерной женой, спутницей, подругой, пока у мужчины всё хорошо. Когда в полном порядке здоровье, зарплата, доход, карьера,…

  • Сон солдата

  • Слово Лидера

    Президент Великой России Путин-Таврический: "....если Владимир Зеленский хочет обсудить отношения России и Украины, то он может на коленях…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments