p0pik0v (p0pik0v) wrote in zampolit_ru,
p0pik0v
p0pik0v
zampolit_ru

Categories:

Каждый россиянин заплатит 6 тысяч рублей в год за интеграцию с Белоруссией

Анастасия Башкатова
Заместитель заведующего отделом экономики "Независимой газеты"

Интеграция Белоруссии с Россией в прежнем виде уже невозможна, заявил президент республики Александр Лукашенко. Он призвал проводить экономическую интеграцию на условиях равноправия. Не исключено, что более тесное сотрудничество теперь будет выражаться не только в возвращении льгот, рассрочке кредитов, но и в попытке довести уровень жизни в Белоруссии до российских стандартов. И тогда в зависимости от предстоящих договоренностей расходы России на белорусскую стабильность могут составить до 11-12 млрд долл. в год.


Реализовать ту интеграцию, которая была прописана в Союзном договоре, сегодня уже невозможно, ее основные контуры разрабатывались в иных условиях. Об этом заявил в среду в интервью российским СМИ президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Поэтому мы с президентом России начали обсуждать так называемые карты. Чтобы приспособить к нынешним условиям и выработать в нынешних условиях новые пути интеграции», – напомнил он.

Лукашенко уточнил, что если говорить о глубине интеграции, то с экономической точки зрения никаких вопросов и проблем нет.
«Главное – равноправная основа», – призвал он. По его уточнению, в структуре Союзного государства сейчас существуют все необходимые для принятия решений органы. «Поэтому давайте вот от жизни идти и действовать так, чтобы нынешние политические структуры, которые у нас есть, действовали… Мы принимаем решения и частенько не реализовываем. Дошли до того, что развернули газовые войны, молочные войны, конфетные войны, нефтяные войны и дошли до абсурда», – сказал президент республики.

Похожие формулировки ранее использовал и Максим Орешкин, который теперь занимает должность помощника президента: интеграция России и Белоруссии – «это не вопрос объединения государств, речь об объединении экономик как равных партнеров».

Правда, «абсурд», на который ссылается глава республики, возник не на пустом месте, и то, что когда-то Минску казалось равноправием, самой Москве – особенно на новом витке экономического кризиса – виделось в ином свете.

«С 2011 по 2015 год беспошлинно ежегодно поставлялось от 18 млн до 23 млн т нефти нашим белорусским партнерам. И всего российский бюджет в период с 2011 по 2015 год в связи с этим недополучил 22,3 млрд долл. Все это является не чем иным, как прямой и косвенной поддержкой нашего союзного белорусского государства», – поясняла в разгар нефтяной войны пресс-служба Кремля.

К этим примерно 5 млрд долл. в год прибавлялась различная прямая финансовая подпитка республики. СМИ сообщали, что, например, по оценкам Международного валютного фонда, общая поддержка Москвой экономики Белоруссии составляла тогда почти 9–10 млрд долл. в год (см. «НГ» от 13.08.20).

Когда этот источник начал иссякать, Белоруссия была вынуждена наращивать и без того существенный внешний долг страны: так, если в 2015-м весь госдолг республики составлял чуть менее 15 млрд долл., по данным Национального банка, то по состоянию на начало 2020-го он превышал уже 18 млрд долл.

При этом Белоруссия, не имея пространства для финансового маневра, все также нуждается именно в льготных поставках энергоресурсов, как и 5–10 лет назад. Кроме того, остро стоит вопрос смягчения требований к возврату текущих долгов. Как уже писала «НГ», госдолг перед основным кредитором – Россией – сейчас достигает у республики примерно 8 млрд долл., и его возврат на фоне нарастающих санкционных угроз становится проблематичен.

В начале сентября российский МИД подтвердил, что в течение ближайших нескольких недель в Москве состоятся переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко. Как пояснил в среду пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «на уровне экспертов и различных ведомств не прекращается работа по актуальным вопросам, будь то вопрос белорусских долгов, «дорожной карты» по интеграции, цен на энергоресурсы, которые поставляются в Белоруссию». «Все это каждый раз обсуждается на встрече двух президентов. Сейчас, в условиях, когда Белоруссия переживает такие непростые дни, это общение приобретает еще большую актуальность и важность», – уверил он.

Итак, под экономическим «равноправием» Минском может пониматься возврат к льготным поставкам энергоресурсов, смягчение требований к погашению кредитов, иные финансовые инъекции. Но сверх этого, возможно, понадобится что-то еще – особенно теперь, когда белорусскому руководству необходимо усмирять протестующих и решать хронические социально-экономические проблемы республики.
Например, как сообщил в среду Национальный банк Белоруссии, международные резервы страны на 1 сентября составили около 7,5 млрд долл., снизившись за один только «протестный» август почти на 16%.
«Более тесная интеграция России и Белоруссии, чем есть на сегодняшний день, в ближайшем будущем невозможна. И прежде всего из-за разницы в уровнях жизни двух стран. Когда в Евросоюз входили новые страны, от них сначала требовали привести экономику и социальную сферу в соответствие хотя бы с минимально допустимым уровнем жизни в ЕС. В данном случае Белоруссии для целей более тесной экономической интеграции придется искать средства, чтобы поднять зарплаты и пенсии до среднего российского уровня», – пояснила «НГ» замруководителя центра «Альпари» Наталья Мильчакова. Без зарубежных кредитов это будет сложно сделать, считает эксперт. Но, может быть, в этом поможет Россия? Вопрос дискуссионный – особенно если учесть, что и сама российская экономика находится в кризисе.

Сейчас, по данным Национального статистического комитета Белоруссии и Национального банка, среднемесячная зарплата в Белоруссии составляет около 520 долл. Однако это заметно меньше, чем в России, с которой предстоит более тесная интеграция. В РФ, по данным Росстата и Центробанка, среднемесячная зарплата сейчас составляет около 750 долл. С учетом численности занятых в республике – более 4,3 млн человек – устранение такой разницы в зарплатах потребует изыскивать ежегодно около 12 млрд долл.

Средняя пенсия в Белоруссии оказалась ниже российской уже не столь существенно: она достигает примерно 190 долл. против 210 долл. в РФ, но, как бы то ни было, эту разницу тоже стоило бы сгладить – это еще около 50 млн долл. в месяц (с учетом 2,5 млн пенсионеров в Белоруссии). Итог – доведение уровня жизни белорусов до российских стандартов потребует ежегодных вложений в размере 12 млрд долл., что в пересчете на каждого жителя России составит примерно 6 тыс. руб. в год. Такая нагрузка – гипотетически – может распределяться косвенно через очередное повышение налогов, сокращение текущих расходов бюджета РФ. И это – не считая тех 9–10 млрд долл., которые ранее Москва, по экспертным оценкам, ежегодно вкладывала в республику. А значит, помощь Белоруссии может потребоваться еще существеннее.

Иностранные эксперты считают, что Москва пойдет на такие инвестиции, ведь игра стоит свеч. «Москва стремится к тому, что мы называем мягкой аннексией» – так интерпретируют происходящее аналитики американского журнала Foreign Affairs. По их мнению, процесс начнется «с экономической интеграции и единой валюты», затем будет политическая интеграция, предполагающая общую внешнюю и оборонную политику, а закончится процесс «созданием полноценного союзного государства, что означало бы фактическое вхождение Белоруссии в состав России».

В Кремле, однако, отвергают такие предположения. «Конечно же, никаких слияний, поглощений и т.д. быть не может как результат визита. Это абсолютная чушь», – пояснил журналистам Песков. Создание же единого эмиссионного центра он назвал «очень существенным шагом на пути углубления российско-белорусской интеграции», но уточнил, что ему неизвестно о том, чтобы эта тема предметным образом обсуждалась.

Само население РФ, судя по социологическим опросам, пока вряд ли готово к дорогостоящей интеграции с республикой. «Объединение двух государств не нужно, нужны просто хорошие добрососедские отношения с Белоруссией как с другим государством», – считают 43% из 1600 граждан, опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения. Хотя в начале 2019-го сторонников такого ответа было чуть больше – 48%.

За «объединение двух государств в одно государство на равноправной основе» высказались 22% респондентов; за полтора года доля сторонников этого варианта увеличилась: в январе 2019-го она составляла 18%. За «вхождение Белоруссии в состав России на правах одного или нескольких субъектов Российской Федерации» высказались, как и полтора года назад, 17% опрошенных.
Tags: Предварительное будущее, Предвидимое будущее, Союзное государство России и Белоруссии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments