vladmihalchev wrote in zampolit_ru

Румынская Дунайская флотилия: беспрецедентный потенциал на юго-восточном фланге НАТО

На основании публикации(Издание: Eurasia Daily Monitor Том: 17 Выпуск: 50 Автор: Джордж Вишан )

Дунай-вторая по протяженности река Европы и один из ее основных транспортных и коммуникационных путей. С точки зрения экономической ценности, только река Рейн является более важной для всей европейской экономики. Этот факт подчеркивается строительством канала Рейн–Майн–Дунай, который был открыт в 1992 году. Почти тридцатилетний канал физически связывает Европу с запада на восток, позволяя перевозить грузы и людей по внутреннему водному пути, связывающему Констанцу на Черном море с Роттердамом на Северном.

речной канал и водная транспортная система румынской части Нижнего Дуная
речной канал и водная транспортная система румынской части Нижнего Дуная

Румыния является “Дунайской” страной как географически, так и политически. До появления современного румынского государства в 1859 году княжества Молдавия и Валахия были известны в западных канцеляриях как “Дунайские княжества".” Безопасность и оборона Румынии неразрывно связаны с контролем над рекой Дунай, а также с операциями вдоль ее русла, которые занимали видное место во всех войнах Румынии с момента ее создания в качестве современного национального государства в 1859 году (Русско-турецкая война 1877-1878 годов, Вторая Балканская война 1913 года, первая и Вторая Мировые войны). Контроль над рекой был одной из главных движущих сил, приведших к созданию современного румынского Военно-Морского Флота. Первыми румынскими военными судами были речные патрульные суда, которые обеспечивали интересы и суверенитет нового государства на Дунае. Таким образом, происхождение румынских Военно-Морских Сил напрямую связано с небольшими кораблями, которые составляли речную флотилию в 19 веке.

Сегодня флот румынских Военно-Морских Сил делится на два основных командования: командование речной флотилии и командование флота. Командование речной флотилии имеет зону ответственности, которая включает в себя реку Дунай, дельту Дуная и устья Дуная. Основными задачами речной флотилии являются: сдерживание агрессии, наблюдение, сбор разведданных о речном движении, охрана речных путей сообщения и портов (Navy.ro, дата обращения 2 апреля). В тактическом плане эти задачи сводятся к борьбе с надводными кораблями противника, совместным операциям с другими родами войск, предотвращению переправы вражеских сил через Дунай, обеспечению огневой поддержки сухопутных войск в ходе операций вдоль реки, транспортной и морской огневой поддержке десантных операций, сопровождению конвоев.

Способность румынских вооруженных сил контролировать и пресекать использование реки любым потенциальным противником имеет первостепенное значение для обороны и безопасности страны. Во всех конфликтах, в которые было вовлечено современное румынское государство, способность его вооруженных сил переправиться через Дунай в выбранном ими месте имела решающее значение для любой успешной военной операции. Контроль над рекой позволяет повысить маневренность как в обороне, так и в нападении, предоставляя румынским Вооруженным силам возможность начать операции в любых точках вдоль реки и захватить инициативу. Чтобы переправиться через Дунай во время кризисов или военного времени, румынские Вооруженные силы планируют организовать совместную операцию, в которой Сухопутные войска, Военно-морские силы и Военно-Воздушные Силы должны будут действовать сообща. Армейские инженеры будут отвечать за установку понтонного моста. Батальон речных переправ 10-й инженерной бригады будет поддерживать плацдарм своими паромами и специализированными речными судами, перевозя дополнительные войска и технику. Тем временем корабли речной флотилии будут охранять и поддерживать инженеров, строящих понтонный мост, и войска, создающие плацдарм. Этот тип совместной операции был продемонстрирован во время учений Организации Североатлантического договора (НАТО) Saber Guardian 2017 (Hotnews.ro, 17 июля 2017 года) и получил похвалу от генерал-лейтенанта Бена Ходжеса (ныне в отставке), тогдашнего командующего армией Соединенных Штатов в Европе (YouTube, 21 июля 2017 года).

Дунайская флотилия состоит из четырех основных частей: 67-й эскадры артиллерийских кораблей, 88-й эскадры патрульных катеров, 131-й эскадры кораблей материально-технического обеспечения и 307-го полка морской пехоты. Основной ударной силой является эскадра артиллерийских кораблей, которая оснащена тремя мониторными и четырьмя бронированными канонерскими лодками. Более крупные корабли дополняются и сопровождаются эскадрой патрульных катеров, состоящей из 12 катеров, оборудованных для минного траления. 131-я эскадрилья материально-технического обеспечения обеспечивает поддержку, в то время как 307-му полку морской пехоты поручено защищать дельту Дуная и проводить десантные операции вдоль реки.

В настоящее время Дунайская флотилия является самой сильной речной единицей такого рода в Европе и делает Румынию основной военно-морской державой на Дунае. Мониторы и бронированные канонерские лодки - самые большие и тяжеловооруженные корабли в своем роде, действующие с любым современным флотом. Дизайн этих кораблей был вдохновлен мониторами советского флота и бронированными канонерскими лодками, использовавшимися на реке Амур, а также мониторами, использовавшимися румынским флотом в обеих Мировых войнах. Каждый монитор оснащен двумя 100-миллиметровыми пушками в двух модифицированных танковых башнях, расположенных спереди и сзади, двумя 122-миллиметровыми реактивными системами залпового огня типа "Град" (РСЗО), а также различными легкими зенитными орудиями (Roec.biz, 14 марта 2017 г.). Патрульные канонерки имеют только одну переднюю 100-миллиметровую танковую башню, две 122-миллиметровые ракетные установки и легкую зенитную артиллерию. Ближайшие соседи Румынии Венгрия, Сербия, Украина и Болгария не обладают ничем подобным возможностям Дунайской флотилии, хотя Киев и Белград управляют небольшими вооруженными речными патрульными судами.

Румынская Дунайская флотилия - крупнейшая в Европе речная военно-морская сила, представляющая собой уникальный потенциал, не имеющий аналогов ни у одного из других европейских союзников Организации Североатлантического договора (НАТО) (см. Однако главный недостаток Дунайской флотилии заключается в возрасте ее кораблей. Корабли старые и устаревшие. Мониторы и бронированные канонерские лодки были спроектированы и построены в конце 1980-х-конце 1990-х годов. Несмотря на свою огневую мощь, им не хватает сложных систем управления огнем, а их системы вооружения относятся к калибрам Варшавского договора (а не стандарта НАТО). Еще одним недостатком является то, что их зенитное вооружение укомплектовано людьми, а не автоматизировано, что сводит на нет часть защиты, обеспечиваемой броней. Началась ограниченная модернизация, в ходе которой эти корабли будут оснащены новыми двигателями, электропроводкой, современными навигационными системами, радарами и перспективными инфракрасными системами (FLIR). Rhns.info, 12 августа). Бронированные канонерские лодки уже модернизированы дизельными двигателями Doosan и современными системами наблюдения, а первый введенный в эксплуатацию монитор Михаила Когэлничану переоборудован таким же образом (YouTube, 4 ноября 2019 года). Остальные мониторы в конечном итоге будут модернизированы до того же стандарта; однако в ближайшем будущем не будет предпринято никакой серьезной модернизации их систем вооружения.

Тяжелые части Дунайской флотилии поддерживают 12 катеров 88-й эскадры сторожевых катеров. На это подразделение возложена задача патрулирования реки, проведения разведки и наблюдения. и моя подметала. Как и в случае с остальной флотилией, это подразделение состоит из старых кораблей, некоторые из которых уже достигли 40 лет эксплуатации. Патрульные катера вооружены крупнокалиберными пулеметами и 30-миллиметровыми легкими зенитными орудиями, но им не хватает сложных систем управления огнем. В будущем эти корабли могут быть модернизированы новыми двигателями и навигационными системами.

307-й пехотный полк морской пехоты начинался как батальон, но в 2018 году был преобразован в полк. Это подразделение было развернуто в Косово, а совсем недавно - в Афганистане (Mediafax.ro, 3 января 2019 года). В прошлом румынские морские пехотинцы проходили подготовку в морской пехоте Соединенных Штатов и Королевской голландской морской пехоте. Для десантных операций подразделение полностью зависит от кораблей флотилии. Как мониторы, так и бронированные канонерские лодки могут взять на борт несколько морских пехотинцев и высадить их для молниеносных налетов. Корабли предназначены для высадки морской пехоты на берегах реки и каналов дельты Дуная. Даже небольшие патрульные катера могут быть использованы для развертывания отрядов морской пехоты вдоль реки. Как легкая десантная пехота, полк морской пехоты оснащен резиновыми штурмовыми катерами и ограниченным количеством бронированных десантных машин. Некоторые из румынских морских пехотинцев являются квалифицированными боевыми водолазами и обучены для диверсий и операций прямого действия. Органическая огневая поддержка исходит от батареи горных орудий и ряда минометов.

Несмотря на то, что румынские морские пехотинцы были преобразованы в полк в рамках недавней военной модернизации, они страдают от нехватки современной техники. Им срочно нужны современные десантные суда, приспособленные к оперативной обстановке Дуная и его дельты. Новые легкие десантные бронетранспортеры (БТР) необходимы для повышения мобильности и десантно-штурмовых возможностей.

Сразу же после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе тогдашний президент Траян Бэсеску выразил опасения, что одной из целей России является контроль над устьями Дуная (Медиафакс, 22 марта 2014 г.). Эти опасения были оправданы в то время, особенно в контексте сепаратистской деятельности в Одессе, которая закончилась трагедией (Hotnews.ro, 2 мая 2014 г.). Милитаризация Крыма Россией действительно создала косвенную угрозу на Дунае как для Румынии, так и для Украины. При агрессивном сценарии Россия могла бы начать рейды или десантные нападения как на Украину, так и на Румынию, используя каналы дельты Дуная. В такой ситуации речные силы Румынии будут одними из первых, если не первыми, подразделениями НАТО, которые ответят на любое вторжение, нацеленное на устья Дуная.

В Крыму Черноморский флот России уже создал мощную базу для своих военно-морских сил специального назначения "Спецназ" (Hisutton.com, 4 января 2016 г.). "Коммандос-водолазы" ВМФ России могли совершать рейды и вторжения в исключительные экономические зоны Украины или Румынии (ИЭЗ), саботировать морские объекты, нападать на портовые объекты, а также проникать и совершать рейды в районы вверх по Дунаю. Бухарест и Киев осознают угрозу, которую представляет Крым для нижнего течения Дуная и прилегающих к нему районов, и начали робко сотрудничать. В 2018 и 2019 годах военно-морские силы Румынии и Украины провели совместные учения на Дунае (Navy.ro, 6 сентября 2018 г.; Mediafax, 2 февраля 2019 г.).

Задача румынских Военно-Морских Сил сейчас состоит в том, чтобы сохранить актуальность Дунайской флотилии в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Некоторые утверждают, что существование таких крупных речных сил представляет собой пустую трату ресурсов, которые могли бы быть использованы для укрепления командования (морского) флота. Однако, если это произойдет, это может ослабить способность Румынии защищать свои интересы на реке, а также ее военную способность использовать реку для тактического и стратегического маневрирования. Более того, расформирование Дунайской флотилии будет означать потерю структуры, квалифицированной для проведения совместных операций, в то время как такие операции стали нормой. В краткосрочной перспективе ключевым направлением деятельности Дунайской флотилии будет адаптивность. Это крупное военно-морское подразделение должно быть способно проводить операции как против асимметричных угроз (мало-масштабные рейды, диверсии, минная война), так и полномасштабные совместные операции с остальными румынскими вооруженными силами и партнерами по НАТО. Соответствующая доктрина и подготовка подчеркивали бы эти две основные области операций.В среднесрочной и долгосрочной перспективе следует постепенно внедрять новые типы речных судов с целью модернизации и повышения огневой мощи сил. Более мелкие лодки, чем нынешние мониторы и патрульные канонерские лодки, могут выполнять некоторые задачи более эффективно и экономично. Однако военно-морская огневая поддержка, осуществляемая нынешними лодками с их пушками и ракетами, по-прежнему актуальна в высокоинтенсивных боях.

организация Речная флотилия «Михаил Когельничану» (Flotilei Fluviale «Mihail Kogălniceanu») является частью военно-морских сил Румынии. ее командование располагается в городе Брэила. В состав флотилии входят: 307-й полк морской пехоты67-й дивизион артиллерийских кораблейсекция мониторовсекция артиллерийских катеров88-й дивизион речных катеров «Адмирал Георге Санду» (Divizionul 88 vedete fluviale «Amiral Gheorghe Sandu»)131-й дивизион судов обеспечения с секциями в Бреїлі и Тульчи.
организация Речная флотилия «Михаил Когельничану» (Flotilei Fluviale «Mihail Kogălniceanu») является частью военно-морских сил Румынии. ее командование располагается в городе Брэила. В состав флотилии входят: 307-й полк морской пехоты67-й дивизион артиллерийских кораблейсекция мониторовсекция артиллерийских катеров88-й дивизион речных катеров «Адмирал Георге Санду» (Divizionul 88 vedete fluviale «Amiral Gheorghe Sandu»)131-й дивизион судов обеспечения с секциями в Бреїлі и Тульчи.

Корабельный состав

Малые артиллерийские корабли (мониторы)
  • Тип «Griviţa» (по классификации НАТО Brutar I и Brutar II), «Верфь 2 мая» (Santierul 2 Mai), Мангалия. Grivita: 320 т, 45,7х8х1,5 м, остальные пять единиц: 370 т, 50,7х8х1,5 м. 2 дизельных двигателя=2700 л.с.=16 уз. Вооружение: 1 100-мм орудие, 10 (2х4 и 2х1) 14,5-мм, 4 12,7-мм пулемёта. F-175 Griviţa, F-178 Smârdan, F-179 Posada, F-180 Rovine, F-176 Rahova, F-177 Opanez,
  • Тип «Mihail Kogălniceanu» (проект 1310), военно-морская верфь (Santierul Naval), Дробета-Турну-Северин. 550 т, 62х7,6х1,7 м. Два дизельных двигателя=21 уз. Вооружение: 2 100-мм орудия, 2х2 23-мм, 2х4 14,5-мм пулемёта, 2 ПЗРК «Стрела», 2 40-зарядные реактивные установки. F-45 Mihail Kogălniceanu   F-46 Ion   C. F-47 -Brătianu Lascăr Catargiu

Артиллерийские катера-В августе 1952 г. Румынии были переданы 6 бронекатеров (по другим данным, 5) советского проекта 1125, которые служили до 1970-х гг. Один из этих катеров под номером VB 6 сохраняется в Военно-морском музее в Констанце.

  • Тип «VG 10», 1954-55 гг. 40 т, 16х4,4х1,2 м. Вооружение: 1 20-мм орудие. 8 единиц: VG 10-VG 17.
  • Тип «VB 76», 1973-77 гг., (Dulcea), 127 т, 32,4х4,8х0,9 м. 2 дизельных двигателя=1700 л.с.=17 уз. Вооружение: 1 76-мм орудие, 2х2 14,5-мм пулемёта, 2 81-мм миномёта. Экипаж 25 человек.18 единиц: VB 76 (Mr.Constantin Ene), VB 77 (Mr.Gheorghe Sontu), VB 78 (Cpt.Ganescu), VB 79 (Cpt.Ion Grigore Nastase), VB 80 (Cpt.Nicolae Lazar Bogdan), VB 81 (Lt.Bordeianu), VB 82 (Lt.Stanescu), VB 83 (Lt.Stoicescu), VB 84 (Slt.Elefterescu), VB 85 (Slt.Izvoranu), VB 86 (Lt.Alexandrescu), VB 87 (Lt.Dumitrescu), VB 88 (Cpt.Marcineanu), VB 89 (Lt.Calinescu), VB 90 (Mr.Ion), VB 91 (Mr.Giurescu), VB 92 (Cpt.Romano), VB 93 (Lt.Paraschivescu).
  • Тип «SM 161», 22 т, 12,2х3,0,9 м. 13 единиц: SM 161-SM 173.
Минно-тральные корабли
  • Тип «VD 421», 1955—1959 гг., Польша, 51 т, 27,7х4х0,66 м. Вооружение: 1х2 25-мм орудие, 1х2 14,5-мм пулемёт, тралы, до 25 мин. Экипаж 16 человек. 8 единиц — VD 421-VD 428.
  • VD 244, Судостроительный завод в Олтенице, 42 т, 27,4х4,2х0,8 м. Вооружение: 2 14,7-мм пулемёта, тралы. Деревянный корпус. Сроки службы 1957-74 гг. Катерный тральщик с номером VD 244 сохраняется в Военно-морском музее в Констанце.
  • Тип «SD», 1970-е гг. Известные единицы: SD 270, SD 274, SD 275, SD 277, SD 278.
  • Тип «VD 141», 1976—1984 гг., военно-морская верфь (Santierul Naval), Дробета-Турну-Северин, 97 т, 33,3х4,8х0,89 м. 2 диз. двигателя=1200 л.с.=13 уз. Вооружение: 2х2 14,5-мм пулемёты, до 6 мин. 25 единиц — VD 141-VD 165.     Служат патрульными катерами, организованными в две секции, одна из которых базируется в Брэиле, а другая-в Тулче .Тактические номера: F-143 F-147 F-148 F-149 F-150 F-151 F-153 F-157 F-159 F-163 F-165
Вспомогательные суда
  • Транспорты типа «Браид», 1967-70 гг., Браила, 240 т. 8 единиц.
  • Суда размагничивания, 1972-73 гг. и 1989 г. Используют так же в качестве баз групп боевых пловцов.
  • Патрульные катера Пограничной охраны. Вооружение: 2х2 14,5-мм пулемёта.
  • Патрульные катера Пограничной охраны (Politia de frontiera) типа SNR 17: MAI 3057, MAI 3058, MAI 3059, MAI 3060, MAI 3061. 2010 г., судостроительная верфь, Стамбул. 17,26х4,55х1 м. 2 диз. двигателя=1400 л.с.=50 км/ч.

Аббревиатуры и перевод названий классов кораблей-Мониторы M-monitoare,Canonierele — канонерские лодки,V — Vedete — торпедные или сторожевые катера,VB — vedete blindate — бронекатера/артиллерийские катера,VD-vedete dragoare-катерные тральщики,VG — артиллерийские катера/сторожевые катера,SD-şalupe dragoare-катерные тральщики,Şalupe — катера,Remorchere — буксиры

Тральщики VD 157, VD 143 і VD 142
Тральщики VD 157, VD 143 і VD 142
"Ион С. Брэтиану" (F-46) речного патруля имени Михаила Когэлничану - стрельбой  во время демонстрации Дня Военно-Морского Флота.
"Ион С. Брэтиану" (F-46) речного патруля имени Михаила Когэлничану - стрельбой во время демонстрации Дня Военно-Морского Флота.
Румунський монітор F-47 Монитор «Ласкар Катарджиу»
Румунський монітор F-47 Монитор «Ласкар Катарджиу»
Монітор «Opanez» демонструє умовний обстріл надводної цілі, 15 серпня 2008 року
Монітор «Opanez» демонструє умовний обстріл надводної цілі, 15 серпня 2008 року

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.