jean_fabricius (jean_fabricius) wrote in zampolit_ru,
jean_fabricius
jean_fabricius
zampolit_ru

Category:

Экспорт нефтепродуктов вопреки логике: Лукашенко меняет Литву на Россию



Отвечая на санкции со стороны Литвы, Беларусь может перенаправить пути доставки своих бензина и дизтоплива в Европу, поменяв Клайпеду на порты России. Об экономической стороне проекта - DW.

Экспорт белорусских нефтепродуктов через порты России может начаться уже в 2021 году, заявил в начале января экс-министр энергетики, ныне вице-премьер Александр Новак. В настоящее время, по данным источника DW в российском правительстве, "параметры проекта прорабатываются на уровне экономических операторов". Может ли новая схема поставок стать экономически эффективной для обеих сторон и кому она более выгодна?

Реализация Минском своих угроз под занавес года
О том, чтобы перенаправить часть грузов в обход балтийских портов, в Беларуси активно заговорили после того, как в конце августа 2020 года, реагируя на жестоко подавляемые протестные акции в Беларуси, Латвия, Литва и Эстония ввели санкции в отношении ряда белорусских чиновников. В их числе оказался и сам Александр Лукашенко. Практически сразу он сообщил о возможности переориентации белорусского экспорта из литовских портов в российские.

А уже в начале сентября переговоры об этом провели главы правительств Беларуси и России Роман Головченко и Михаил Мишустин. Однако тогда к конкретным решениям они не пришли. Неизбежностью изменение экспортного маршрута стало казаться в середине декабря, когда из Литвы поступила информация о том, что Беларусь приостановила перевалку своих нефтепродуктов через Клайпедский порт.



Как сообщила 15 декабря компания Klaipedos nafta (оператор нефтяных и СПГ-терминалов порта Клайпеды), BNK (UK) Limited - "дочка" крупнейшего белорусского экспортера нефтепродуктов "Белорусская нефтяная компания" - уведомила литовскую сторону о том, что останавливает отгрузку нефтепродуктов через Клайпеду на неопределенный срок.

Что может предложить Россия
В конце 2020 года российский и белорусский премьеры встретились вновь, после чего, по данным DW, и начались фактические подсчеты и сбор аналитики. Не заставило себя ждать и заявление официальных лиц России. В интервью РБК-ТВ 4 января вице-премьер Александр Новак подтвердил готовность Москвы принять часть белорусского экспорта и даже заверил, что первые поставки, вероятнее всего, состоятся уже в наступившем году. "На мой взгляд, 2021 год - это вполне реальные сроки, когда можно уже начать", - заявил Новак.

В качестве портов, которые могут принять белорусские нефтепродукты, называются Усть-Луга (150 км от Санкт-Петербурга), Приморск (5 км от города Приморска, конечная точка Балтийской трубопроводной системы) и "Морской порт Санкт-Петербург". Согласно ранее озвученным оценкам Александра Новака, в совокупности российские порты могли бы принять 4-6 млн тонн нефтепродуктов.

Доставка их может происходить по железной дороге и по трубопроводу. Иными словами, ключевыми "экономическими операторами" на этапе транспортировки станут "РЖД" и "Транснефть". Оба способа обойдутся белорусской стороне накладнее, чем продажи по старой схеме через порты Литвы и Латвии, и это признает сам Лукашенко. "Говорят, это дороже будет для Беларуси. Конечно, нам немножко будет невыгодно. Но мы же договориться можем с россиянами по тарифам", - заверил он в сентябре.



Неоправданная с точки зрения экономики схема
По оценкам экспертов, удорожание транспортной составляющей при доставке нефтепродуктов через российские порты для Минска составит от 10% до 50% (в зависимости от скидок, которые сделает Москва). "Конечно, гораздо дешевле экспортировать через Латвию и Литву. Это налаженная схема, короткое "плечо". К тому же Приморский порт, Усть-Луга и порт Санкт-Петербурга и без того перегружены", - заявил DW партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.

Независимый эксперт в сфере промышленности Леонид Хазанов также считает, что "перевалка грузов через российские порты и без того неплохо растет, и без белорусского бензина и дизельного топлива они преспокойно обойдутся". Да и сама схема представляется экспертам не совсем логичной: Беларусь покупает в России нефть, чтобы потом произвести у себя нефтепродукты и вернуть их обратно, заплатив за транспортировку.

"Примерно с тем же "успехом", власти Беларуси могли бы закупить нужное им количество нефтепродуктов в России и отправить за границу через какой-то из российских портов. Правда, тогда могут остановиться "Нафтан" и Мозырский нефтеперерабатывающий завод, что грозит социальным взрывом (в Беларуси. - Ред.), а это Минску явно не нужно", - поясняет Хазанов.



Риски потери конкурентоспособности
Судя по заявлениям руководителя Беларуси, он надеется на определенные скидки со стороны Москвы. "Власти России, конечно, могут решить вопрос о снижении портовых сборов или преференциях для тех гаваней, где будут переваливаться нефтепродукты из Беларуси", - предполагает эксперт.

В то же время получить льготные условия при помощи шантажа, например увеличив плату за транзит российской нефти по территории республики, у Минска вряд ли получится. "Не факт, что они рискнут: в Беларуси до сих пор напряженная политическая обстановка, конфронтация с Россией сейчас Лукашенко не на руку", - добавил Хазанов.

Белорусская сторона в любом случае оказывается в проигрыше, констатирует Михаил Крутихин. По его мнению, увеличившееся транспортное плечо повысит себестоимость поставляемых Минском в Европу нефтепродуктов, а это означает, что неизбежно снизится их конкурентоспособность на европейском рынке. "Как показывает практика, увеличение зависимости от России имеет негативные последствия: чем она больше, тем меньше возможностей для маневра, в том числе с экономической точки зрения", - заключил Крутихин.


И что характерно: во всех случаяз битва руссофобов между собой - не за счет российского бюджета, а ему на пользу. Новый год закончился, а подарки продолжаются.

Tags: Банк христа спасителя, Белоруссия, Белорусская весна, Белорусские абассаки, Белорусское экономическое чудо, Бить или не бить? Вот в чём вопрос!, МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ, МЕТОДАМИ НОМЕНКЛАТУРНОГО ФЕОДАЛИЗМА, Метаморфозы, Методы достижения расчётного результата, Номенклатурный феодализм, ЧВК, ЧУДОВИЩНАЯСИЛАпУТИНЩИНЫ, Через запятую, Черта оседлости, ЧудовищнаяЦенаУхуднанщины, Экономика или Жизнь, Экономическая тетрадь, Экономический садизм, Эксгумация смыслов, Экспроприируем экспроприаторов, Я вижу в этом политический подтекст., материальная часть, окончательное ешение евгейского вопгоса, финансовые вопросы, финансовый терроризм, финансы, чтобы товарищ Путин спасибо сказал, экономика, экономика должна быть экономной, экономическая зона, эффективный бизнес
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments