denisov_serj (denisov_serj) wrote in zampolit_ru,
denisov_serj
denisov_serj
zampolit_ru

Category:

Про партийную терпимость

Александр Владимирович Жибров



В АВИАЦИИ МОЖЕТ БЫТЬ ВСЁ…

При обучении в Барнаульском ВВАУЛ на третьем курсе в 70-х годах прошлого века курсанты приступали к полётам на самолёте Ил-28. Это происходило на учебном аэродроме училища в Славгороде.
В нашей лётной группе мы с ещё одним курсантом долго ждали своей очереди, чтобы начать летать на этом замечательном самолёте. Ведь ранее мы уже освоили Л-29 на втором курсе. И вот наконец однажды, совсем неожиданно, инструктор объявил: – Завтра начинаем летать. Жибров, Губаев, вас касается! Конечно, мы этого постоянно ждали, но одно дело – ждать, а другое – завтра начнётся самое главное: полёты!

И вот первая смена, досталось под самую красную ракету – три полёта по кругу после «горячей» пересадки с проруливанием.

Я всю смену не вылезал из кабин свободных самолётов, отрабатывая тренажи полёта по кругу и понимая, что все знания куда-то улетучились и ты ни хрена ничего не знаешь.

К концу смены успокоился: инструктор расскажет и покажет!

Наконец, идём с инструктором к только что приземлившемуся самолёту, чтобы, как говорится, начать «вывозную» программу. А в это время полёт закончил экипаж в составе курсанта Сереги Смирнова, которому до самостоятельного полёта оставалось практически ничего, и замполита аэ (авиационная эскадрилья), старого, умудрённого опытом инструктора.

И вот вместо того, чтобы полностью поменяться, как положено, экипажами, началось…

Приоткрывается фонарь передней кабины спарки, и замполит машет рукой моему инструктору, мол, иди, я слетаю и с ним. Времени до конца полётов оставалось мало, и ему просто не хотелось из кабины вылезать. Инструктор подтолкнул меня к самолёту и сам пошёл в сторону. Тут ещё техник подгоняет: быстрей-быстрей.

Я сразу почувствовал: что-то не то! Да и желания лететь с замполитом вместо своего инструктора не было, потом будет «разбор полётов».

Я быстро оказался в кабине самолёта, после наспех пристёгнутых ремней с помощью техника закрылся фонарь, и самолёт сразу порулил. Подсоединившись к СПУ, я услышал бодрый голос: – Давай пристёгивайся, всё проверь, я пока порулю, и скажи свой позывной!

Пока осмотрелся, пока рулили, немного пришёл в себя.

Заканчивалась первая смена полётов, температура воздуха уже была около 25 градусов. Я в своей демисезонной куртке через 5 минут чувствовал себя как в бане.

Подрулили к полосе. Я жду, что сейчас начнётся процесс обучения.

Зря ждал. Голос по СПУ спросил: – Ну, ты готов или нет? Сколько можно пристёгиваться? – Готов! – бодро ответил я, только зачем непонятно. – Смотри, сейчас это «чудо» сядет – и сразу запрашивай разрешение на полосу! Опаздываем. – Понял!

«Чудо» действительно село довольно хорошо, без подсказок ПРП (помощник руководителя полётов), чему я невольно позавидовал. И тут до меня окончательно дошло – штурвал ходит свободно, педали тоже! Не чувствуется твердых рук и ног инструктора, да и указаний никаких нет!

– Давай запрашивай!

Пошёл процесс, который я уже остановить не мог.

Наш замполит в этой постоянной круговерти просто не знал, что я только начинаю вывозную программу, думая, что я, как и Смирнов, уже на пороге самостоятельных полётов. Если бы всё началось как положено – с запуска, руления, у него бы не было никаких сомнений, что в кабине «чайник»! А так получилось вот что.

Я медленно вырулил на ВПП и встал по осевой линии. За это время успел прослушать две строчки песни, популярной в то время, – инструктор спокойно искал «Маяк»:
– Прощай! От всех вокзалов поезда уходят в дальние края. Прощай!.. – Лещенко спокойно пел в Москве, а в Славгороде…

Ну, нам только песни не хватает! Дальше – больше. – Запрашивай взлёт! – Взлёт!

Вывел обороты и, как положено, начал разбег. (Решив всё-таки написать про это, я далёк от мысли, что я сам смог бы выполнить три полёта по кругу, такая мысль никогда меня не посещала, даже по прошествии десятков лет.) Просто в том полёте было много совпадений, которые вылились в этот незабываемый, можно сказать, «дикий» случай.

Конечно, инструктор на разных этапах вмешивался в управление, подсказывал по СПУ, но главное то, что он понял, кто сидит в задней кабине, только после третьей посадки! Итак, по порядку.

Мы взлетели, убрали шасси, закрылки, заняли высоту круга. Коряво-неровно, но каких-либо замечаний от инструктора не слышно, во всяком случае, СПУ молчало, и только иногда можно было слышать «Маяк»: Лещенко продолжал надрываться.

Я понял это по-своему. Тишина – значит, нормально, пока не падаем, начал выполнять первый разворот.

На Южном по кругу заблудиться было очень трудно.

Стал лихорадочно вспоминать не раз нарисованный полёт по кругу, ориентиры и то, что на предварительной подготовке наш летающий экипаж рассказывал десятки раз: озеро делим на одну треть – это как раз траверз, закрылки 20 градусов, доклад и т. д.

Пока ловил эти 20 градусов, потом траверз, стал немного соображать, вернее действовать более осмысленно.

По СПУ небольшие подсказки: «Высота… скорость» – пока ничего серьёзного!

Добрались мы до посадочного курса, вышли тоже в пределах разумного – впереди полоса, видимость отличная!

Вошли в глиссаду, и так потихоньку лечу на подсказках, или он сам, Ил, летит.

Со стороны выглядело, наверно, как выполнение противозенитного манёвра.

В это время инструктор, наблюдая мою глиссаду, говорит в квадрате:
– Да, а замполит-то точно не знает, с кем летит!

Сели, конечно, не очень хорошо – «резвясь и подпрыгивая».

Но что самое главное, инструктор в кабине спокойно говорит: – Ты немного аккуратней! Куда скорость гонишь? Я за тебя обороты буду убирать или, может, стрелок?

Ну и дальше в таком роде.

В конце полосы опять «Маяк» и дальнейший репертуар. А ещё ведь рулить надо! Если бы была бетонка – это конец! Но так как ширина рулёжки немереная и грунт, то куда наш Ил из колеи денется!

Немного я очухался (перо сразу начало расти, ясно где). Прошли технический пост и подрулили опять к полосе. Началась вторая серия. Всё почти как первая, только до траверза, тут я за неимением опыта и внимания забыл переключаться на внутреннюю связь по СПУ и на подсказки инструктора перестал хоть как-то реагировать (думая, что летим хорошо), а на самом деле ошибка шла за ошибкой.

И вот в конце второго разворота к моему невероятному удивлению РУДы пошли на «максимал», штурвал на меня. Смотрю на высоту, а там уже почти 300 метров вместо 600 и скорость, ну не такая как надо! Слышу крик из передней кабины. Быстро перехожу на СПУ. А там! Мама дорогая! Замполит сажает самолёт и открытым текстом в мой адрес всё, что он обо мне думает! Если бы всё это показывали по телевизору, то было бы сплошное «пи-пи-пи-пиииии»!..

– Залетались! @…! Я тебе замечания, @… после первого разворота делаю, а ты, @… даже ответить уже не желаешь! Сейчас @… высажу здесь в конце полосы и @… к своему инструктору, @... пусть он тебя учит, чему не знаю! Это ж надо! @... Я вас должен возить перед самостоятельными, на @... оно мне надо!!! Летать-то толком не научился, а уже и замечания слушать не хочешь?

(Примечание: @ - эмоции не литературным языком высказанные вслух ).

Честно думал – всё! Сейчас зарулим! Но смотрю, вместо ЦЗТ самолёт рулит прямо к техническому посту, продолжая говорить всё, что думал обо мне, забыв педагогическую и партийную терпимость. Но мы же всё-таки взлетели… и… сели!!!

Снова стоим перед полосой. Слышу уже конкретное: – Ты ВСЁ понял, @@@...?!! – Да! – Ну, бери управление и @@@@…!

Самое интересное – он не говорил мне про мои ошибки: что я не дал обороты на втором развороте, крен маленький (искал полосу!), вертикальная большая и скорость упала до невозможного! А драл меня за то, что не перешёл на СПУ и не слушал его замечания и, естественно, никак не реагировал! А терпел он, наверно, долго. – Так ты всё понял, камикадзе? – Да.

Третий полёт по кругу прошёл тихо и спокойно (после любого доклада сразу переходил на СПУ, вслушиваясь в замечания и пытаясь, как мог, исправлять допущенные ошибки. На что сразу после посадки (естественно, с его помощью) услышал с доброй интонацией в голосе:
– Можете, если вас @@@… вовремя!

Сели мы крайние, под красную ракету, и так как места на ЦЗТ для заправки уже не было, РП дает команду: – Заруливай на Якорь! (То есть на стоянку.)

Инструктор: – Ну и где вашего самолёта место?

Если бы на меня вылить ведра два воды, я бы выглядел, наверно, более сухим, чем в тот момент, тихонько рулю, вытирая потоки пота с лица, чувствуя, что ЭТО всё закончилось!

Отвечаю громко и зло, за всё «пережитое»: – НЕ ЗНАЮ! (Я действительно не знал, так как редко были на стоянке – всё больше по нарядам.)
– Ты что, за всё это время на стоянку ни разу не заруливал и не знаешь, где борт стоит? – Нет, у меня это вообще первые круги. А до этого только на Северном два полёта слетал.

Остановились мы как вкопанные. Чуть лбом не упёрся в приборную доску. – Ты что, только приступил к полётам??? – Да!

Зарулили мы на стоянку тихо-тихо (заруливал он сам). Не успели выключить двигатели, как замполит сразу открыл фонарь. Вылезая из кабины, заглянул ко мне и тихо говорит: – Ничего, ничего. Всё нормально. Летать будешь. Только где же твой инструктор?!

Эти полёты я вспоминал редко, а тогда и значения особого не придавал – посмеялись в экипаже и всё. И только при встрече пару раз с замполитом один на один он улыбался и качал головой.

Что он сказал нашему инструктору, я не знаю. Когда отмечали «жёлтый лист», незадолго до окончания полётов на 3-м курсе, я спросил у своего инструктора. Он тоже улыбнулся и сказал: – Всё нормально!
Tags: Есть что вспомнить. Есть что рассказать., Ментальный аскаридоз, Метаморфозы, Номенклатурный феодализм, Обострение тупости, ПАРТПОЛИТРАБОТА, авиапроишествие, авиация, авторитеты, есть что рассказать, командиры, комиссары, окончательное ешение евгейского вопгоса, политико-воспитательная работа, политический театр, политруки, что вспомнить
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments