Focus on the beautiful things in life (ukhudshanskiy) wrote in zampolit_ru,
Focus on the beautiful things in life
ukhudshanskiy
zampolit_ru

Categories:

Бронников А. Эзра Паунд и его "Кантос"

Из писем и публицистики Паунда мы знаем, какой образ реальности сложился в его голове.

Его схема была проста: лондонские банкиры, недовольные тем, что некоторые правительства больше не нуждаются в их деньгах и кредитах, подталкивают Европу и весь мир к войне, чтобы руками США уничтожить своих конкурентов на европейском континенте и в Азии. В паундовском видении истории агрессия всегда исходит от ростовщиков и тех, кто им помогает. Поэтическая машина Паунда с готовностью трансформирует реальность в образы мифа — этой «bellum perenne», вечной войны ростовщиков против тех, «кто делает свою работу на совесть». Два года этой войны интересуют Паунда больше, чем вся современность:

1694: в котором банк все создает из ничего.
1750: запрет на бумажные деньги в колониях.
                                                              (Песня LXXXVIII)

1694 — это год основания Банка Англии, когда частный банк начал сам выпускать деньги и тут же давать их взаймы правительству. Согласно Паунду, это был поворотный год, когда Узура взяла в свои руки власть в Британии, а потом и во всей Европе. 1750 — это год, когда британский парламент попытался запретить хождение самостоятельной валюты в североамериканских колониях, что послужило, по мнению поэта, одной из причин Американской революции.

Джон Адамс — герой Американской революции, он сопротивляется Узуре, борется за мир и вообще меняет этот мир к лучшему. Кроме того, Адамс, как блестящий адвокат и оратор, имеет предрасположенность к точному слову, mot juste. Подобно самому Паунду, паундовский Адамс видит в точном употреблении языка свою миссию и черпает оттуда уверенность в своей правоте. Символ этого — неоднократно встречающийся на страницах «адамсовского» цикла конфуцианский термин чжэн мин — «верное имя», «исправление имен»:

В конфуцианской философии (как и в раннем платонизме) была актуальной проблема соответствия номинального и реального: насколько имена, или вообще слова, соответствуют тому, что они означают. Согласно конфуцианскому чжэн мин, император должен быть императором, а не просто называться им. Это же справедливо для всех остальных имен, включая названия всех видов деятельности и родства. Конфуцианство дало Паунду не только возможность обозначить границы этики, не связанной с традицией Писания, но и помогло ему в интерпретации идей аграрной политики и философии Джефферсона и Адамса. Поэт склонен изображать ранних американских президентов как «неоконфуцианцев».

Паунд акцентирует внимание на чжэн мин и по другой причине. Вопрос соответствия знака и реальности — это не только вопрос литературы (и искусства вообще), но и вопрос денег. А деньги — одна из корневых субстанций паундовского мифа. Согласно традиционным представлениям, берущим начало в античности и раннем Средневековье, ростовщик, создающий деньги из денег, производит знаки, не соответствующие реальности. Сами знаки при этом не становятся фальшивыми (если только не подделываются купюры и монеты — этот мотив также встречается в «Кантос»), — после манипуляций ростовщика фальшивым оказывается отношение знака к реальности. Умножение денег ростовщика не соответствует произведенному материальному продукту, не соответствует самой материи мира. Ростовщик торгует временем, а ведь время — это зло, «время — это дьявол», как сказано в песне ХХХ. Искусство противостоит времени, потому что корень искусства находится в вечности, но время стремится разрушить искусство. Время заставляет осыпаться фрески, тускнеть и покрываться трещинами картины, оно грызет камень и бронзу скульптур, неслышно и ежечасно подтачивает колонны и своды древних храмов.
https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/cantos

Thx gallago



Tags: литература, сопротивление
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments