марафонец (marafonec) wrote in zampolit_ru,
марафонец
marafonec
zampolit_ru

Танцуем все !

О развитии в России детско-юношеского научно-технического творчества

marafonec

Сейчас здесь стоит красивый, многоэтажный, современный отель. А раньше на этом месте был Дом пионеров. Куда красивее, чем современная многоэтажка. Роскошный, двухэтажный особняк еще дореволюционной постройки. Уточняю- до Революции 1917 года.
Выставка моделей кораблей


На первом этаже в просторных комнатах располагались авиамодельный, судомодельный, и еще какие-то технические кружки.

На втором этаже, туда вела широкая лестница, огромный, квадратов на 200, если не больше, зал. Здесь занимались дагестанскими танцами. По соседству комнаты для кружков. Каких? –сказать не могу, прошло почти шесть десятков лет.

Дом пионеров был заполнен ДО ОТКАЗА, ВСЕ ДНИ НЕДЕЛИ. В кружки, особенно технические, попасть было трудно.

Помимо Дома пионеров, технические кружки работали во всех школах города, клубах, Дворцах культуры..

Моя родная школа имела свой участок в одном из цехов судостроительного завода. Целых 30 станков выделил завод для школьников: начиная с седьмого класса каждый ученик работал на этом участке один рабочий день каждой недели. Здесь мы получали настоящие дипломы слесарей, токарей, фрезеровщиков. Незамысловатые изделия, которые мы изготавливали, стояли на всех механизмах, устанавливаемых на морских судах Советского Союза. ...

Магазин «Юный техник» (рядом с магазином «Охотник», где спокойно, безо всяких разрешительных документов можно было купить мелкокалиберные винтовки и пистолеты. Тоталитарный режим, что тут поделать!) продавал все, что необходимо юному мастеру: пергамент, тонкие, гладко выструганные планки, двигатели для самолетиков, клей… Что-то покупали на выделенные родителями деньги, но больше все изготавливали сами.

И с первых погожих весенних дней,- конец марта- середина апреля,- в городе начинались парады авиамоделей самых различных конструкций и размеров, «летающих змей» один краше другого, с огромными , до десяти метров длиной хвостами. Незастроенных площадей в городе было много, автомобили проезжали по улицам по нынешним понятиям редко: один авто в полчаса. Так что никто не мешал друг другу.И в футбол, и в лапту русскую погонять успевали…

Самое раздолье было у судомоделистов. Любовно выделанные за зиму кораблики торжественно выпускались в море. Авторы с многочисленными зеваками долго наблюдали за своими парусным красавцам, навсегда уплывавшим от них в открытое море…

По ранним утрам по соседней улице проходили колонны воспитанников ремесленных училищ. Одного с нами возраста, они в своих строгой черной форме, вычищенных ботинках казались старше и серьезнее. Будущие токари, слесари, строители расширяющихся или новых, возводимых предприятий республики…

Судостроение, приборостроение, автоматика, электронная промышленность, гидроэнергетика, легкая, пищевая, химическая промышленности…Руководители, инженеры, конструкторы, высококвалифицированные рабочие практически всех отраслей - это местные кадры. Из тех, кто после уроков бежал в кружки, кто начинал в ремесленных училищах…

Работа, переезды, командировки надолго оторвали меня от родного города. Где-то перед перестройкой-перестрелкой узнал, что мой друг Володя Гусаров вместе с знаменитым морским путешественником-одиночкой Евгением Гвоздевым(десятки раз, в самые разные времена года он, на своей яхте, переделанной из старой шлюпки, в одиночку пересекал Каспийское море, а после падения СССР успел пересечь и океан) открыли клуб «Алые паруса». Сотни ребятишек учились у двух одержимых педагогов судомоделизму, парусному делу, плаванию на серфингах, яхтах…

Володя погиб в автокатастрофе, Евгения Гвоздева убили грабители где-то в Южной Америке, куда он в одиночку приплыл через океан на своей самодельной яхте…

С уходом Володи Гусарова завершилась и жизнь клуба…

Вы, наверное, уже поняли с чем связано мое столь длинное вступление. Да-да, с теми самыми кружками технического творчества. Недавно перелистывал свои записи, наткнулся на школьные фотографии, и задался вопросом: а как сейчас обстоят дела с детско-юношеским техническим творчеством, в каком он состоянии?

Спрашиваю внуков о школе. Пожимают плечами,- не знаем, деда, но завтра ответим.

Завтра отвечают: кружки есть, но по углубленному изучению математики, информатики.

В республиканском Доме пионеров кружок национальных и бальных танцев, технических нет."Республиканский центр научно-технического творчества учащихся» министерства образования, гособразовательное учреждение дополнительного образования детей. Ну, здесь-то должно быть, хотя бы потому, что название обязывает. Читаем: «Дополнительное образование детей: Автотранспорт (техническое обслуживание и ремонт), Взыскание платежей( рэкетиров, что ли, готовят?), организация выставок, дизайн и оформление, авторские права и др., Образование начальное и среднее профессиональное»

Дворец творчества детей и юношества (Дворец пионеров) имеет кружки изобразительного искусства (изо) и лепки, творчества, прикладная информатика,

монтессори-клуб ( ребенок, как я понял, предоставлен сам себе, а педагог наблюдает, но не мешает.).

А что Интернет рассказывает о техническом творчестве, какие адреса выдает?

46 спортивных и прочих комплексов в моем городе, и все заняты боксом, борьбой, армреслингом, фитнесом….В бывших Дворцах культуры, клубах учатся танцам, пению, вышиванию.

Читаю в Интернет-форуме: « помню был в центре научно-технического творчества учащихся кружок авиамоделизма, там ракеты собирали самолёты и прочее», «Не знаю работает ли еще "Центр научно-технического творчества учащихся", но пару лет назад там было много всяких кружков, даже авиамоделирование. Находился на… в бывшем здании 6-й школы.. Не знаю, сохранился ли…А по-поводу кружка - я думаю в подвале 2-х этажного дома на Ленина …у учителя по имени Евгений Степанович. Не смотрите на его возраст и т.д. У него не одно поколение. Удачи!»...

Школьники-одна зеваетКстати, вместе с массовостью научно-технического творчества детей и юношества исчезли и магазины «Юный техник», которые работали в каждом российском городе.

В итальянском городе Римини был поражен , увидев подобный магазин. До отказа забит полуфабрикатами, деталями для юных мастеров-моделистов. Сотни прекрасных моделей самолетов, боевой техники, кораблей на витринах, -рай для коллекционеров…Спросил у продавца: а в других городах Италии имеются такие магазины? Он удивился,- конечно, есть…

И такое же положение во всех республиках Северного Кавказа. Быть может, чуть лучше на Урале, Сибири, Москве, там , где остались еще промышленные предприятия, и кадры для них очень даже востребованы. В наших краях много предприятий закрылось. Потому, и кадры готовить не нужно…

Однако, полную и четкую картину состояния вопроса получить трудно, почти невозможно. Не потому что проблема является тайной государственного значения. Но потому, что государство ею занимается как-то лениво, не особенно торопясь. В Википедии нашел весьма интересную статью «Дополнительное образование детей». Опускаю историю дополниельного образования, ясно, что как толькот пришла на наши просторы тоталитарная власть коммунистов-большевиков, сразу же, практически с первых дней людоедского режима «решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования»…

К 1940 году издевательство ненавидимых всеми большевиков дошло до своего пика : к этому времени «в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств. В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ»..

А дальше Википедию, кажется, писал Михаил Жванецкий: «Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры».

Негатив волевыми усилиями либералов почти уничтожили, и вместе с ним и саму систему внешкольного воспитания.

А вот автореферат   диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Алиева Зарият Шахбутдиновна (2011 г.,г.Махачкала): «За последнее десятилетие количество учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров, сократилось на 22%, а объемы подготовки - в два раза… В промышленности налицо дефицит рабочих высокой квалификации, которых в промышленности осталось менее 20%, причем на ведущих предприятиях произошло снижение качества подготовки кадров»..

Система начального профтехобразования по состоянию на конец 2009 года в целом по России насчитывает 2658 образовательных учреждений, в которых учатся 1035,2 тыс. чел., а в 1990 году было соответственно 4328 и 1866,7 . Число образовательных учреждений за этот период сократилось на 39%, численность учащихся – даже на 45%. А количество выпущенных квалифицированных рабочих уменьшилось на 733,9 тыс.чел., т.е. 58%. При этом почти в десять раз уменьшилось количество отделений на базе основного общего образования, и более чем в 4,5 раза уменьшилось количество вечерних (смежных) и других учреждений.

В Северо-Кавказском Федеральном округе за 1990-2009 годы число учреждений НПО сократилось на 73 единицы, численность учащихся – на 22,0 тыс.чел., число выпущенных рабочих – 31,9 тыс.чел. В Республике Дагестан за те же годы число учреждений НПО уменьшилось на 37%, численность учащихся – 25% и число подготовленных квалифицированных рабочих – на 44%. Такая ситуация связана со спадом промышленного производства в республике, а также его реструктуризацией, низкой оплатой труда, не удовлетворяющей требованиям уровня жизни молодых рабочих, которые вынуждены искать работу в других регионах, что не способствует развитию профтехобразования…

Напомню, что проф-техучилища и технические вузы идут вчерашние активные кружковцы, из тех самых технических кружков, которые и существовали-то только благодаря перекосу в сторону однопартийной системы. Чтобы этого перекоса больше не было, либералы кружки упразднили.

Дураки, а может, обыкновенные враги государства, продолжали бы свое черное дело, если бы не катастрофа с кадрами. Нет, с юристами и экономистами у нас полный ажур, только токарей, фрезеровщиков, слесарей стало не хватать на производствах. А без них, как вы понимаете, не выпустишь ни станков, ни пароходов, ни самолетов… Заводы и фабрики , еще сохраненные от буйства либеральной, проамериканской публики, стали терять квалифицированные кадры (уход на пенсию), а замены им просто не оказывалось. Вот тогда-то забили тревогу, вспомнили о токарях, слесарях, монтажниках... Только юношество готовилось в школах идти в прокуратуры , коммерческие банки, корпорации и компании по продаже чего-то кому-то…Строгие костюмы, галстуки, штиблеты, после работы сел в «Януар», «Мерседес» или «Тойоту» , заехал в теннисный клуб или гольф-клуб, затем фитнес-центр, выпил пару бокалов виски в любимом баре… Вот к чему готовили молодежь семья и школа. А развитие интереса к техническому творчеству, технике, конструированию?… Это оставляли, видимо, на индивидуальные способности ребенка: захочет, и без педагогов научится.. Совсем как в этой…как его…монтессори-клубах.

Я намеренно намеренно сгущаю краски, посыпаю голову пеплом по причине слабого развития научно-технического творчества детей и юношества в России. Ожидаю бурные отклики, цифры о миллионах кружков, в которых обучаются техническом творчеству сотни миллиардов учащихся, цитаты о государстве, партиях и правительстве, благодаря которым все это и развивается , расширяется и углубляется.

Буду только приветствовать обсуждение. Может, выясним действительное положение дел с проблемой…

Потому что, свобода свободой, но что-то не хочется возвращаться в эпоху древней Спарты, где славился культу силы. Кажется там, в благословенной Спарте, стариков и больных детей выкидывали в пропасть, а может, путаю со сказкой из детства… Как бы и у нас не ввели такие правила общежития. Потому что, если так лениво и с таким нежеланием в государстве занимаются детско-юношеским научным техническим творчеством, значит, Россия не планирует индустриальный рывок, с созданием новых промышленных предприятий, технических вузов и .д. и т.п.

Как это в анекдоте о солдате, который пишет домой из армии:
— Нас тут учат убирать снег и варить картошку. Так что если враг нападет — мы ему дорогу расчистим и жрать приготовим.( http://anekdot.kz,28.04.11).

Я бы добавил: еще и танцами усладим…




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment