byacs (byacs) wrote in zampolit_ru,
byacs
byacs
zampolit_ru

Categories:

Вопрос об интеллектуальном уровне человечества.

Смотрел как-то фильм «Идиократия» (это не опечатка) о том, как главный герой, - человек весьма посредственный, попадает чудесным образом в 26-й век из начала 21-го, и оказывается, что он самый умный человек на Земле. Этот фильм некоторым образом этот вопрос освещает.

77720
http://www.kinopoisk.ru/film/77720/
Там еще есть неплохие рецензии на фильм.
Меня давно интересовал вопрос об интеллектуальном уровне людей в прошлом и настоящем. Сразу скажу, что я не специалист по социобиологическим исследованиям, психологии, антропологии и т.п. И едва ли смогу квалифицированно рассуждать на эту тему. Однако же кое-какие мысли у меня на этот счет есть. Хотел бы их зафиксировать и поделиться ими.
Интересный вопрос, - кто был умнее, - крестьянин, живший, 100 и более лет назад, или современный айтишник, профессор, инженер и т.п.? При кажущейся очевидности ответить на этот вопрос однозначно нельзя. И вот почему.
Не только я, но и другие исследователи обращали внимание на простую вещь, - сколько интеллектуальных задач приходилось решать простому крестьянину, жившему еще сто-двести лет назад?
А, оказывается, что много, причем едва ли не больше, чем современному.
Как эффективно вести свое хозяйство, да даже не просто эффективно, а так, чтоб прокормить себя и свою семью. Заметьте, что тогда не было часов, термометров, СМИ, электричества, воды из крана, большей части машин, необходимых сейчас в повседневной жизни, - словом тех вещей, к которым большинство жителей Земли уже привыкли и воспринимают их как должное. Ведь от многих ошибок или просчетов крестьянина попросту зависела ЖИЗНЬ его самого и его семьи. Собственно этот вопрос очень неплохо отражен в воспоминаниях, ну, например, хотя бы народников, о крестьянской повседневности.
Кстати, еще замечу и об интеллектуальном уровне детей (почти поголовно неграмотных) – помните, - «лошадку ведет под уздцы мужичок…». То есть дети быстро становились взрослыми и могли принимать ответственные решения и выполнять  работу наравне со взрослыми.
Или другой пример, - перечитывал недавно Эмиля Золя, - французского литератора, описывавшего повседневную жизнь простых людей, второй половины 19 в. во Франции. Скажем, работа обычной кухарки, которая нередко была еще и едва грамотной, или вообще неграмотной. Утром она получала задание, - что и на какое число людей приготовить. На данные ей деньги она покупала продукты. Прошу заметить, - холодильников, воды из крана, газовых плит, у которых регулируется температура, не было. Поэтому большая часть продуктов продавалась в свежем виде, хранить их было негде, - поэтому, приготовленное надо было сразу потреблять. К тому же, тогда универмаги отсутствовали, расфасованных по весу и цене продуктовых товаров почти не было. Короче, для приготовления «простого» обеда кухарке надо было провести массу интеллектуальных операций, - исчисление цены и качества продуктов на определенное число людей, да еще и в разных лавках.
Я полагаю, что получи сейчас такое задание профессор математики, он с ним едва ли справится.
Так что высказывание Ленина, о кухарке, могущей управлять государством, с точки зрения тогдашних представлений выглядит как минимум обоснованно. Другими словами, восхищение «книжных» интеллектуалов «простыми» людьми вполне себе обоснованно. Получалось, что обучи кухарку грамоте, - готовый академик.
Однако, я полагаю, что при всей обоснованности подобного мнения, есть у него и существенные слабые места. А именно: все интеллектуальные операции, проделываемые тогдашними людьми поразительно однотипны, - их примерно десяток, но главное, они «крутятся» вокруг одного вопроса, - как пожрать?
И в этом отношении тогдашнего человека уместно было бы сравнить с диким животным, - любой охотник знает, - для того, чтобы пожрать и сохранить свою шкуру, животное способно на огромную изобретательность. Однако об интеллектуальном превосходстве лисы или кабана над человеком говорить не приходится, - оно весьма специфично, а современному человеку для жизни часто нужны совсем другие навыки.
Это обстоятельство и делает человека прошлого так сказать «тупым» и «бестолковым», что также отмечено в многочисленной литературе.
Однако опять вернусь к фильму, - в нем, на мой взгляд, прослеживается простая мысль, - технический прогресс в немалой степени способствует отуплению человека, - простейшие операции вроде подсчета в уме, глазомера, - заменяются машинами, человек думает, что вода берется из крана, а электричество из розетки и т.п.
Таким образом, интеллектуальная деградация в повседневной жизни приводит и к общему падению интеллектуального уровня, а в конечном итоге и к цивилизационной деградации.
Метки:
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments