марафонец (marafonec) wrote in zampolit_ru,
марафонец
marafonec
zampolit_ru

Categories:

Не навреди

6615465_3_20andreibiljo
«Карикатурой больны те, кто её творит. Если ты рисуешь карикатуру, то ты мыслишь как карикатурист и как карикатурист видишь мир. Это твой образ мысли, и ты не можешь по-другому.
Я болен этой болезнью давно.
Но больны карикатурой и те, кто воспринимает её как оскорбление. Это совсем другая болезнь. Хоть и вирус, вроде бы, один и тот же.
Есть люди, которые не способны абстрактно мыслить. Им этого не дано. Они не хорошие и не плохие. Они такие, как есть. И к уровню интеллекта их особенность не имеет никакого отношения тоже.

Рисованный персонаж у них в сознании почему-то отождествляется с реальным. Это то же самое, что если бы актёра, играющего злодеем, считали бы злодеем в жизни.
Карикатурист часто использует в карикатурах много символов, много знаков и часто образы из мифов, легенд, классической литературы, религий.
Художник не ставит перед собой цели эти образы очернить или осквернить. Цель другая. С помощью этих образов показать, обнажить, высмеять земные, человеческие пороки. Показать что вера, ДЛЯ НЕКОТОРЫХ, — прикрытие чего-то неблаговидного; что вера, ДЛЯ НЕКОТОРЫХ, — ложь и пафос; что вера, ДЛЯ НЕКОТОРЫХ, — мода; что вера, ДЛЯ НЕКОТОРЫХ, — лазейка, и тд.
ДЛЯ НЕКОТОРЫХ, я подчеркиваю.
Если ты истинный верующий, и твои чувства ранимы, — живи по религиозным правилам, религиозным канонам, соответствующим образом одевайся, соответствующим образом питайся, молись, соблюдай заповеди, и никоим образом не входи в другой мир, где твои чувства могут быть оскорблены. Береги их и не искушай себя. Не смотри «плохие» карикатуры. Не листай «плохие» журналы. Не смотри «плохие» фильмы, спектакли, выставки... Не лезь на «плохие» сайты, не читай «плохие» книги.
Ну а если уж ты сам туда, в это «плохое», полез — то вини в этом исключительно себя. Это ты оскорбил свои чувства верующего.
Будьте здоровы и держите себя в руках. И картинки вам — не как обычно».

"Больные карикатурой" Андрей Бильжо /16 января 2015 г. / http://blog.newsru.com/article/16jan2015/karikatura

Я с автором знаком давно. Заочно. Как читатель средств массовой информации, в которых частенько появлялись и появляются его творения. Творения - безо всякой иронии. Я не специалист, но если при большой численности художников в СМИ России печатают именно Андрея Бильжо, значит, он не только удачлив, но и лучший при этом.

Хотя, откровенно говоря, его рисунки лично мне не особенно нравились. Не люблю примитив. Пусть и модно, вроде бы. Некогда целая группа «сидела» на примитиве - Митьки (кажется так звались? ), еще какие-то, простите, вспомнить не могу.

Нарисует ребенок: порадуюсь будущему таланту. Но когда взрослый притворяется ребенком? Ругайте меня, называйте невежей, но не понимаю, хоть убейте.

Но это лично мое мнение и к творчеству А. Бильжо, его популярности, удачливости никак не относится.

Я как-то попросил главу художников одной из республик Закавказья показать самую лучшую картину на выставке, куда он меня привел. Он на мгновенье нахмурился (видимо, чтобы высказать свое возмущение неграмотностью любителя живописи), но, подумав, сказал: «Та, что тебе понравится, та самая лучшая»… Много лет прошло, но помню его мудрый ответ.

И Андрей Бильжо рисует для меня тоже. И меня не укоряет, и сам не обижается, если я не понимаю его рисунки. Потому что есть люди, неспособные мыслить абстрактно, а значит, как он подразумевает, неспособные разбираться в карикатуре. «Рисованный персонаж у них в сознании почему-то отождествляется с реальным. Это то же самое, что если бы актера, играющего злодеем, считали бы злодеем в жизни".

Я не спорю с мэтром. Хотя у Гегеля вычитал, что абстрактно мыслит «…необразованный человек, а вовсе не просвещенный. В приличном обществе не МЫСЛЯТ абстрактно потому, что это слишком просто, слишком неблагородно (неблагородно не в смысле принадлежности к низшему сословию), и вовсе не из тщеславного желания задирать нос перед тем, чего сами не умеют делать, а в силу внутренней пустоты этого занятия».... («Кто мыслит абстрактно.1807. (Гегель Г.В.Ф.Работы разных лет. В двух томах. Т.1.-М.: Мысль, 1972.-668с.-(Философское наследие. Т.49).-С.387-394.) .

Главное, что мне не нравится в рассуждениях А.Бильжо, это его убежденность: если не нравится творения художника, не отвечают они твоим нормам жизни, твоим религиозным или иным воззрениям - не входи в тот, чуждый для тебя мир, «не смотри «плохие» карикатуры. Не листай «плохие» журналы. Не смотри «плохие» фильмы, спектакли, выставки. Не лезь на «плохие» сайты, не читай «плохие» книги. Ну а если уж ты сам туда, в это «плохое», полез – то вини в этом исключительно себя. Это ты оскорбил свои чувства верующего»...

В том-то и дело, что верующий не входит и не желает входить в чуждый для него мир, не трогает его, не читает, не слушает. Но чуждый для него мир сам, без разрешения, входит в мир верующего. Сам. Без разрешения. Навязчивой рекламой в газетах, журналах, кино и ТВ, плакатах на стенах домов, заборов, метро, автобусов и так далее и тому подобное.
Чуждый мир, не спрашивая мнения верующего, а тем более его разрешения, вторгается в его мир через тех, кто листает «плохие» журналы, смотрит «плохие» фильмы, спектакли, выставки, карикатуры, лезет на «плохие» сайты, читает «плохие» книги. То есть вторгается через детей, которые учатся в школе и зависят от своих сверстников, в том числе и из неблагополучных семей, коллег по службе, соседей, бандитов или хулиганов, встретившихся по дороге домой…
Плохо, если художник не понимает и не учитывает этого. Но еще хуже, если он все прекрасно осознает и намеренно творит нечто, по признанию А.Бильжо, «плохое». Значит, именно художник является источником опасности для общества, человеком, который способствует межнациональным, межрелигиозным конфликтам и, что немаловажно, навлекает опасность на себя лично.

Безответственность художника, который прикрывается ложно понятой «свободой», так же страшна, как безответственность политика, который (в наше время это обыденность) откровенно служит злу, укрывшись под личиной демагогии и популизма.

Сам-то Андрей Георгиевич хорошо понимает это, и если судить по его творениям, никогда не позволял себе пересекать черту, за которой заканчивается свобода творчества… Получается, корпоративная солидарность обязывает...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments