al3101961 (al3101961) wrote in zampolit_ru,
al3101961
al3101961
zampolit_ru

Ананасовый компот. Часть V

Всё – красные раки! Ой, много их, тоннами

По блюдам рассыпал Зарный Час (мира рьяный стиль!),
Глядя, как повара, в миску дня, монотонными
Волнами лили привычные пряности.
Пиршество Вечера!То не "стерлядь" Державина,
Не Пушкина "трюфли", не "чаши" Языкова!
усть посуда Заката за столетья заржавлена,
Пусть приелся поэтам голос "музык" его;
Всё ж,гулящие гости!каждый раз точно обух в лоб-
Те щедрости ветра, те портьеры на западе!
Вдвое слушаешь ухом; весь дыша, смотришь в оба, чтоб
Доглотнуть, додрожать все цвета, шумы, запахи!

Что там розлито? вина? Что там кинуто? персики?
Малина со сливками!ананас над глубинами!

Экий древний симпосион! Герои и наперсники,
Дев перси, рук перстни, – перл над рубинами!
Старомодны немного пурпуровые роскоши:
Ренессанс Тинторетто сквозь Вторую Империю,
Но до дна глубина: лилий кубки да роз ковши,
Бури алых Миссури на апрельские прерии!

Эх, продлить бы разгул!Но взгляни: вянут розаны;
С молоком сизый квас опрокинутый месится;
Великанам на тучах с кофе чашечки розданы,
И по скатерти катится сыр полномесяца.

Валерий Брюсов "Симпосион заката", 15 августа 1922


Ну, а это уже - 1922 год, когда надо смотреть в оба, чтобы не получить обухом в лоб... И это мы видим поэтическое отражение стремление сладострастника Федора Павловича Карамазова - одному продлить разгул, за всех потомков "доглотнуть, додрожать все цвета, шумы, запахи"...

Ведь сама коллизия романа "Братья Карамазовы" начинается с подсчетов старшего Дмитрия того, что уже заглотнул его милый папенька из приданного его матери... И пока буйным цветом Серебряного века доцветают помещьи застолья понемногу избавляющейся от этого роскошного заката России, где-то в зарубежных Скопригоньевсках новые Иуды соображают, как бы самим накинуть ярмо, чтобы влезть вместо уходящего морока потерявшего смысл дворянского бытия.

В воспоминаниях о поэтах Серебряного века часто упоминаются понятия "русская усадьба", "настоящий аристократ", "подлинный барин", "дворянская культура". Давно пришла пора несколько иначе взглянуть на это вспенившееся барство, изображавшееся в "Вишневом саду" Антона Павловича Чехова.



Anna: 7 июля 2015 в 09:54

Вот интересно, что Достоевский ушел из жизни в один год с Александром II, и начинается спокойное время правления Александра III. А потом наступает Серебряный век со всевозможными поэтическими излияниями символистов, акмеистов и т.д. футуристов, которые доигрались и доэкспериментировались словом, о чем вы подробно рассказывали на вебинаре о поэтах начала ХХ века. Незабываемый, кстати, вебинар. Вы тогда отмечали их нездоровые посылы и тягу к потусторонней дъявольской силе. Еще тогда подумала, что большинство тогдашних поэтов отметились также на волне как прямого отрицания бога так и откровенного богоборчества. Но перед этим Л. Н. Толстого публично осуждают и обьявляют вне церкви в 1901 году. А могло широкое понимание писателем религии и его споры вокруг этого вопроса наложить своеобразный отпечаток на духовное и творческое мировоззрение современников?


Самодержавие традиционно опиралось на дворянство. Поэтому и окончательное упразднение крепостничества в 1861 году, несмотря ни на что, было проведено с уважением прав собственности дворян, хотя в тот момент все их усадьбы были неоднократно заложены-перезаложены, а в ожидании реформы - и земли находились в заброшенном состоянии.

Даже современники отмечали, что реформы можно было никакой не проводить, а именно поступить по закону, с уважением к собственности, в особенности тогда, когда дворянство на нее уже никаких прав не имело, совершенно добровольно ее заложив, чтобы иметь средства н существование.

Читать блог "Огурцова на линии"

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments