beria_lavr (beria_lavr) wrote in zampolit_ru,
beria_lavr
beria_lavr
zampolit_ru

Categories:

Пробуждение поскакушек в Белоруссии вижу я. (с)

Оригинал взят у solidgrasp в Пробуждение поскакушек в Белоруссии вижу я. (с)
В Украине вышиванка играет положительную роль. В Беларуси она отупляет.
(переведено Google)

"Почувствовал себя белорусом - в том числе, благодаря украинцам", - говорит писатель Альгерд Бахаревич. Недавно он посетил Международный фестиваль Intermezzo в Виннице. В этом году его книга "Дар заикания" вошла в антологию лучшей европейской прозы Best European Fiction.



- У вас везде так много рекламы! За ней теряется архитектура. Не можешь понять, какое на самом деле лицо этого города, - говорит о Винницу белорусский писатель Альгерд Бахаревич, 41 год.
В кафе "Библиотека" выбирает столик напротив граффити с портретом Франца Кафки. Понимает вопрос на украинском языке, отвечает на белорусском.
- Я вам завидую. В Украине постоянно что-то происходит. Не надо выдумывать тем для разговоров. Вот вчера мы говорили о декоммунизации. В Беларуси так же есть о чем подумать, но для этого надо сделать усилие, посмотреть внимательным глазом. А здесь события падают каждый день. Надо только осмысливать происходящее.

- Что изменилось в Беларуси после украинского Майдана и начала войны?
- Состоялся выразительный раскол. Старики обычно не понимают, что происходит в Украине. Сразу заняли пророссийскую позицию. Молодежь - говорю о мыслящих - по Украине, сопереживают. Родители и дети стараются обходить эти темы, чтобы не поссориться. Мы с родителями - тоже, потому что они смотрят российское телевидение.

- Почему российскому телевидению ваши родители верят больше, чем вам?

- Потому что российское телевидение они видят чаще, - говорит Юлия Тимофеева, жена Альгерда.
- Для родителей - ты ничего не понял в этой жизни. И так будет до самой смерти, - продолжает Бахаревич. - У меня в связи с Украиной была травматическая история. Поссорились с давним другом. Разорвали все контакты. Как-то я приехал в Шабаны - микрорайон, где вырос. Зашел к Леше - он смотрел российское телевидение. Вижу, с мужем происходит что-то страшное. Умный - и вдруг превращается в зомби. Когда проводил меня на остановку, заметил у него на куртке георгиевскую ленту. На следующий день звоню и пытаюсь поговорить об этом. Нет смысла. Человек говорит голосом телевизионного диктора. И вместо аргументов - готовые истины. Что бы ни говорил - услышишь его слова, а язык, сконструированную пропагандистами.

- Почему люди теряют фильтр реальности?\

- Это начинается еще в школе, в которой не учили думать. Человек ищет, как жить проще.

- Белорусы не боятся, что Россия придет и к ним? Или уже пришла?


- Боимся. Вы озвучили два главных соображения белорусов: наше государство уже и так оккупирована с 1996-го. Это хорошо замаскированный вид оккупации. Мы летом ездили в Могилев - город на северо-востоке страны. Перед выступлением прошлись по книжным магазинам. Заходим в один - нет белорусскоязычных книг. В другой - так же. Писатель Игорь Бобков попросил книгу жалоб. Написал там: "Вы хотите, чтобы Могилевская народная республика образовалась?" Но кажется, его никто не понял.

- Это умышленное книжная политика?

- Это вина государства, абсолютно. Потому что литература и культура - национальные интересы. Государство не заинтересовано в белорусской культуре. Зачем ей готовить будущих революционеров?
- У нас налоги на книги такие же, как на какие-то прокладки. 90 процентов выданных в России на русском языке, - добавляет Юлия.

- Какие в Беларуси тиражи книг?

- В среднем - 300 экземпляров. Когда произведение продается хорошо, допечатывают еще 300 когда купили тысячу экземпляров - это бестселлер. Виктор Мартинович продал 2001 - это был фурор.

- Почему вы вышли из союза писателей?

- На "Радио Свобода" весь 2012 писал о белорусских классиках. Есть эссе о Янку Купала - икона консерваторов. Выдающаяся фигура для белорусской литературы, но противоречивая. До революции 1917-го писал одно, в 1920 годах - другое. А когда в Союзе началось закручивание гаек - стал верным слугой сталинского режима. Пишу о Купала 1930-х, который начал петь оды сталинскому режиму. Абсолютно бездарные. Эссе вызвал скандал. "Радио Свобода" собиралось выдавать книгу по его следам .Высказались писатели и интеллектуалы.

- Защищали Купалу?

- Нападали на Бахаревича, - говорит Юлия.
- Выхожу в фойе после вручения премии Гедройца в Минском дворце искусств. Стою с цветочками, рамочкой, руки заняты. Подходит человек: "За Купалу ты ответишь!" - И бьет. Не очень сильно. Но представьте, литература еще может так задеть человека. Он сразу убежал. До сих пор не знаю, кто это был. Еще белорусские радикальные националисты писали: "Бахаревича - расстрелять!" Я тогда в Гамбурге жил. Читаю на сайте одной газеты: "Пусть Бахаревич знает, что когда приедет в Минск, то найдутся патриоты и его застрелят".

- Вы говорили, что вышиванкой в Беларуси заменили все.

- Вышиванка стала трендом. Это пришло с Украины. Но у вас оно на то опиралась. У вышиванкой пытались заменить все - литературу, современное искусство. Надел ее - и ты белорус. Но мало на себя повесить знак. Надо пройти определенный путь - интеллектуальный, творческий, осмысления. Он связан с травмами, ты должен что-то потерять и что-то получить. А в моде легкие пути.
Больше всего раздражало, что пытаются заменить вышиванкой книгу. Белорусский роман они не купят и не прочитают. Обидно, потому что за 25 лет столько сделано, чтобы отойти от образа крестьянской нации. Что наша литература - не фольклор, партизаны и немцы. Вышиванка нас возвращает обратно.
В Украине сейчас важна потребность в консолидации нации. Поэтому вышиванка играет положительную роль. У нас она - отупляет.

- Как жизнь в Гамбурге повлияло на вас как на писателя?

- Прожил там более шести лет. Горизонты расширились. Это же Германия - очень литературная страна. Все, что в мире выходит интересное, сразу переводят.
Почувствовал себя европейцем. В то же время понял, что современная Европа - это мультикультурализм. Это когда национальная немецкая блюдо - не сосиски с капустой, а донер-кебаб. И там я запомнил: Восточная Европа - интересное и полное загадками пространство, к которому относятся Беларусь, Украина, Литва. Молдова, Румыния, Словакия. Россия - нет. Для немцев Россия - это отдельный материк. А мы - сфера российского влияния.

- Среди стереотипов о Беларуси - это законсервированный Советский Союз. А вы в своей колонке писали, что "совок" остался только кое-где, "кусками мертвечины".

- Это - стереотип. Но есть дикий контраст: европейский город, а на его фоне - пионеры, страшные поликлиники, чиновники. Все это сосуществует.

- И здесь Нобелевскую премию получает Алексиевич, которую вы назвали советской писательницей.

- Ее тяжело назвать белорусской. Потому что там советская Беларусь и красный человек. Она описывает советскую травму, но мы ее уже пережили.
Алексиевич не рассказывает о современной Беларуси. Она создает стереотипы и поддерживает их. Есть такая тема - белорусы чувствуют себя жертвами. Трагическое прошлое, страну притесняли и угнетали, убивали и уничтожали. Мы не осознаем, что часто сами виноваты в своих проблемах. Если бы Алексиевич в 1990-х вовремя была прочитана и замечена, то возможно, это многих заставило бы задуматься о наших травмы, мы с ними живем и любим в них ковыряться. А теперь это - как историческая книга, историческая литература.
- Красный человек все равно живет. И просит еды, - возражает Юлия Тимофеева. - Многие белорусы брались читать Алексиевич - и не смогли. Там такие травмы, ковыряться в них могут только далекие от этого люди. Чья страна не участвовала в войне - Швеция, например. У нас это еще невозможно - слишком болезненно.
- Не совсем согласен, что белорус - советский человек, - говорит Альгерд. - В СССР были идеалы. Их насаждали. А настоящее белорус - потребитель. Это еще страшнее смесь, чем та, о которой пишет Алексиевич. Он будто и не верит ни во что, и считает, что ему все должны. Такое апатичное, ленивое существо, у которого в голове одни знаки и символы прошлого.

- Эти знаки и символы из прошлого на что-то заменили?

- Наверное, да. Деньги, потребление. Шопинг. Культуры не появилось.

http://gazeta.ua/articles/culture-journal/_v-ukrayini-vishivanka-graye-pozitivnu-rol-u-bilorusi-vona-otuplyaye/710318


Tags: die deutche wochenschau, враг не дремлет, враги народа, вредители, геи и евгеи, окончательное ешение евгейского вопгоса, репрессии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments