vlad_pu (vlad_pu) wrote in zampolit_ru,
vlad_pu
vlad_pu
zampolit_ru

Categories:

Беларусь - взгляд из Москвы



Ежегодная конференция «Рубикон»

Ноябрь 1-3, 2016

Таллин, Эстония

А. Суздальцев, 02.11.2016

Тема выступления: Беларусь - взгляд из Москвы

Тема Беларуси не находится в центре внимания российских властей, как, впрочем, и российских СМИ. Поэтому попытаемся дать общую картину процессов, проходящих в РБ, как они смотрятся из Москвы. Естественно, что в первую очередь придется учитывать мнение российского экспертного сообщества.

Основная оценка: Республика Беларусь постепенно и очень осторожно, но все-таки меняет свою геополитическую ориентацию на фоне постепенно ускоряющейся деиндустриализации. Процесс во многом повторяет украинский трек 2012-2013 годов. Однако каких-либо алармистских настроений среди российских экспертов по данной проблеме не наблюдается. Такой настрой связан с целым рядом внутрироссийских факторов и процессов, включая и переоценку самого понятия союзничества на постсоветском пространстве на фоне украинского кризиса.

Внутренние причины постепенного геополитического дрейфа Беларуси на Запад:

1. Провал национальной экономической модели;

2. Переориентация в сторону Европы (материальные и организационно- деятельностные усилия объединенного Запада) белорусского политического класса;

3. Разочарование в евразийском проекте и, как следствие, позиционирование России в качестве универсального виновного и ответственного буквально за все проблемы и неудачи. Причем данная универсальная формула по «переводу стрелок» характерна как для властей, так и оппозиции.

Внешние причины:

1. Обострение противостояния России и Запада, которые стимулировали опасения белорусского руководства оказаться на проигравшей стороне;

2. Уверенность в проигрыше России в противостоянии с Западом;

3. Украинский кризис, который оказался стартом для белорусского рейда на Запад;

4. Отсутствие у Москвы финансовых возможностей увеличивать дотационную поддержку Беларуси.



Тут необходимо отметить, что в белорусском экспертном сообществе присутствует мнение, что у Москвы «закончились деньги для Лукашенко». Это ошибка – субсидированные цены на энергоносители, поставляемые в республику, сохраняются (Беларусь получает самые дешевые энергоносители на континенте), экспортная пошлина на экспорт нефтепродуктов остается в распоряжении белорусского руководства, кредиты не без проблем, но выделяются, общая сумма поддержки Беларуси остается в объеме 8-8,5 млрд. долларов в год. Другое дело, что учитывая ситуацию в экономике республики, падение экспорта и т.д., А. Лукашенко нужны более масштабные дотации.

На определенном этапе Беларусь стала просто проедать кредиты и жить от кредита до кредита. Москва в настоящее время не может увеличить финансово-ресурсную поддержку республики не только по причине экономической рецессии, из которой российская экономика выходит очень сложно, но и по политическим причинам, так как формально Беларусь остается в статусе союзника и участника двух интеграционных проектов, но фактически этот статус бумажно-словесный, то есть, не подкреплен реальными союзническими действиями.

5. Необходимо уяснить, что потребность в Беларуси, как в таком союзнике, у России объективно падает. Главная проблема в том, что этот статус никто и не пытался реализовать. Минск воспринимает союзнический формат в исключительно одностороннем, иждивенческом русле взаимоотношений с Москвой. Все услуги, которые может предложить Минск, не являются незаменимыми.

Но во внутреннем пропагандистском плане союз с Беларусью продолжает играть определенную роль на фоне кризиса с Украиной, хотя и чисто теоретически, так как вспоминают в России Минск крайне редко, а сама РБ в этом качестве нигде не проявляется.

Для переоценки в России мнений о современной Беларуси много

сделал сам Минск, активно развивающий отношения с Киевом: А. Лукашенко добился весьма доверительных отношений с П. Порошенко, Беларусь фактически взяла на себя обеспечение украинского рынка нефтепродуктами, развивается военно-техническое сотрудничество с Украиной (на старте совместное с «МоторСич» вертолетное производство в Орше), идет поставка белорусской комплектации на предприятия украинской оборонки.

Огромное значение для переоценки статуса Минска сыграло признание А. Лукашенко правительства Турчинова и уклонение от признания вхождения Крыма в состав России.

Все аспекты геополитического крена Минска активно обсуждаются в российском экспертном сообществе.

Считается, что Беларусь идет по украинскому пути, но при этом пытается учесть ошибки Киева (дрейф на Запад за счет России – российских ресурсов и российского рынка). Отсюда и попытки модернизации белорусской армии (вроде как закончилась), придание ей карательного характера, «мягкая белорусизация», активизация контактов с Западом, попытка стать «донором безопасности в регионе».

Последняя политическая формула связанна с минским процессом урегулирования ситуации на востоке Украины, который в свою очередь в настоящее время блокирован, так что никакого «донора», естественно нет.

Но главное в том, что в любом случае сохранении финансово-ресурсной поддержки со стороны России рассматривается, как основа успеха. Только возникает вопроса: как это сделать? Учитывая, что Москва очень внимательно наблюдает за всеми процессами, происходящими в республике, сделать это сложно. Идет постоянный обмен мнениями, в том числе и в формате «Белорусского диалога»,

Нельзя сказать, что в Белоруссии есть некий консенсус по поводу формы геополитического поворота – наблюдается очень широкий диапазон предлагаемых решений: от радикального в украинском формате, включающего жесткую антироссийскую позицию (в этом плане очень внимательно анализируются все формы поддержки Киева Западом), до максимально реалистичных форм имитации союзничества с Россией, где основную роль играл до последнего газового кризиса сам А. Лукашенко;

Учитывается и то, что в белорусском руководстве образовались две властные группировки: радикальная западно-украинская группа во главе с В. Макеем, который, видимо, все-таки имеет президентские амбиции и консервативная группа, связанная с «семьей». Последняя относится к России с подозрением, а вернее -- побаивается её.

Если у западной группы нет проблем со стратегией дальнейших действий, то у консерваторов этой самой стратегии нет, что понятно – она, по идее, должна опираться на Россию, но для этого должно быть доверие со стороны последней. С доверием, однако, плохо.

Отношения между группами остаются крайне напряженными. А. Лукашенко балансирует между ними. В принципе, сложившаяся ситуация пока устраивает Москву, так как она обеспечивает относительную стабильность (на уровне классических сдержек и противовесов) в высшем руководстве Беларуси.

Тем не менее, однозначного геополитического поворота пока не случилось. Запад со своей стороны хотел бы от Минска большей определенности. Индикатором в данном случае должны являться не снятие санкций, а выделение кредита МВФ и будущий визит А. Лукашенко в Вашингтон.

Основная проблема для Минска на российском направлении - полное отсутствие доверия между сторонами и его, доверие, возобновить невозможно. Последняя встреча Александра Лукашенко и Дмитрия Медведева это продемонстрировала.

Кроме того, все последние саммиты (Бишкек и Ереван) прошли без белорусско-российских двусторонних встреч.

В этом случае Минск в любом случае будет стараться выглядеть «жертвой» России, что Лукашенко и делает регулярно (встреча с Рапотой). Фактически он ищет повод (или готовит имитацию) для геополитического поворота, в котором, естественно, будет обвинена Москва.

Российская политика по отношению к Минску

Сформированной и обсужденной стратегии в отношении РБ в российском руководстве не просматривается, потребности в ней нет. Но учитываются, что:

1) Белоруссия в общих чертах повторяет украинский тренд (об этом уже не раз говорилось выше);

2) России в этом случае будет использовать украинский опыт и позаботится о минимальном возможном ущербе в случае объективно надвигающегося белорусского кризиса.

3) Поворот Минска на Запад просматривается, но как-то помешать ему Москва не в силах. Любые попытки извне скорректировать внешнеполитический курс Беларуси будут восприниматься в мире и в самой Беларуси, как вмешательство во внутренние дела.

Стоит отметить, что в мире, наверное, не осталось стран, где бы любые внутренние или внешние проблемы не связывали с деструктивной ролью России или мистической силой Путина. В данном случае, может повториться имитационный вариант киевского Евромадана с обвинениями в адрес России, которая «не дает» Белоруссии получать с Запада технологическую поддержку, кредиты и т.д. В таком формате оппозиция и власти будут стоять плечом к плечу против Москвы.

Но при этом в Москве учитывается и высокий уровень экономической зависимости республики от России, что в данном случае также играет не в пользу России, так как любые формы вывода экономических отношений вне интеграционных дотаций мгновенно дадут повод Минску и поддерживающему его Евросоюзу обвинить Россию в экономическом «удушении» Белоруссии.

Повторится вариант с попытками строительства обходных газопроводов, в отношении которых в Евросоюзе создана группа сопротивления, учитывающая, что если будут построены «Северный поток-2» и «Турецкий поток», то Украина останется без газового транзита и Брюсселю придется оказывать Киеву масштабную экономическую поддержку. Не исключено, что нечто подобное произойдет и в том, случае, если Беларусь останется без российской поддержки и станет вопрос об ее экономическом выживании.

Не стоит забывать и то, что в Москве есть силы, которые ищут повод для того, чтобы «сбросить» белорусский «груз». Такие поводы А. Лукашенко предоставляет весьма активно.

Российская реакция:

Прежде всего, Москва не поддается на провокации со стороны А. Лукашенко и не втягивается в публичные скандалы с Минском. Никакой антибелорусской кампании в российских СМИ не проводится, представители высшего руководства России не позволяют себе антибелорусских или антилукашенковских заявлений. Для российских СМИ глубокое исследование белорусской темы не интересно.

Из чего исходит российское руководство

С одной стороны:

- необходимо сохранить евразийскую интеграцию, но и здесь Москва дошла до вполне ощутимого уровня экономических уступок. После украинского кризиса расширение ЕАЭС потеряло смысл. Но учитывается, что участие, пусть и формальное со стороны Минска в евразийской интеграции фактически обеспечивает экономическое выживание Белоруссии. В то же время республика ничего для интегрирования не делает, постоянно выставляя бесконечные счета, требуя странные компенсации и т.д. Такой иждивенческий подход в последнее время сталкивается с упорным сопротивлением Москвы. Это сопротивление очень вязкое и никаких перспектив Минску не дает.

С другой стороны:

- в отношении белорусского руководства вводится своеобразный политический карантин, в экономическом плане и очень осторожно повторяется политика развода с Украиной.

Три основы Союзного государства:

- военно-стратегические вопросы: здесь значение белорусского «балкона» быстро падает и основные задачи по обеспечению военно-стратегичесих целей России на западном направлении выполняет Калининград. Сотрудничество в сфере ВТС неуклонно свертывается в рамках сосредоточения на территории России оборонных производств. В то же время нет никаких свидетельств, что ряд белорусских оборонных предприятий уйдет под крыло российского ВПК. А. Лукашенко скорее их продаст Украине, чем России;

- энергетика: газовый тупик продемонстрировал, что Москва более не пойдет на уступки Минску в вопросах объема и цены поставляемых в РБ энергоностителей;

- транзит (все формы). «Газовый тупик» подкрепил решения о строительстве «Северного потока – 2». Российско-белорусская граница фактически восстановлена и контроль над ней укрепляется.

Ответные действия Минска в выше указанных сферах:

А. Лукашенко пытается шантажировать Москву:

1. попытки укрепить ВТС с Китаем и даже Пакистаном (в ракетостроении);

2. Нефть из Азербайджана и Ирана (по мировым ценам);

3. диверсификация поставок газа (обсуждается);

3. Впереди проблема со статусом Белорусской АЭС.

Москва сознательно уступает Минску сделать очередной первый шаг в российско-белорусских отношениях, так как:

1. Спешить российскому руководству незачем и некуда;

2. Договариваться с А. Лукашенко она брезгует;

3. Традиционные попытки шантажа Москва игнорирует.

Мяч на белорусской стороне, если в Минске вообще остались игроки, вызывающие доверие и желание с ними играть.
Tags: Белорусская весна, Белорусские абассаки, Белорусское экономическое чудо
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Recent Posts from This Community