kozlachkovich (kozlachkovich) wrote in zampolit_ru,
kozlachkovich
kozlachkovich
zampolit_ru

Хатынь, о ком звонят твои колокола

Современная история Хатыни началась с Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1965 года. День Победы был объявлен нерабочим днём, параллельно развернулась масштабная работа по увековечению памяти подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

В Белорусской ССР был разработан грандиозный план монументальной пропаганды. Судите сами.

  • 1969 г. – открытие Кургана Славы под Минском

  • 1971 г. – открытие мемориального комплекса «Брестская крепость-герой».

  • В 1969 году был открыт и мемориальный комплекс «Хатынь».


Долгое время Хатынь была местом поклонения, памяти и скорби. Комплекс посещали в разное время известные мировые лидеры, включая такие несхожие фигуры, как Фидель Кастро и Ричард Никсон.«Немцы сожгли Хатынь» — это был общеизвестный факт. И, в общем это не противоречило историографической концепции военной и ранней послевоенной эпохи. Например, долгое время не публиковавшиеся строки великого белорусского поэта Янки Купалы о белорусских партизанах, прямо говорят о том, с кем сражалась БССР — "республика-партизанка:

«Вашы бiтвы ўвесь свет бача,
Бача Сталiн родны наш,
Як фашыстаў род сабачы,
Людарэзаў зброд смердзячы
Нiшчыць ваша варта-страж».


И вот, уже в конце перестройки, в газете «Социалистическая индустрия», точнее, в «Рабочей трибуне», как она тогда уже назвалась после модной волны переименований, вышла публикация «Неизвестная Хатынь». Написал её Василий Рощин, мой коллега и добрый знакомый, очень талантливый белорусский журналист, к сожалению, рано умерший.

В ней впервые на всесоюзную аудиторию и вышел этот материал, где документально подтверждалось, что Хатынь уничтожили украинские каратели из 118-го батальона вспомогательной охранной полиции. Костяк этого батальона составляли оуновские боевики из так называемого «Буковинского куреня».

Видимо, следует добавить, что количество собственно немецких сотрудников СС и полиции, которые с 1941 по 1944 гг. размещались на территории БССР и обеспечивали оккупационный режим, не превышало 3000 человек. Остальную работу по осуществлению террора над белорусским населением, обеспечение реквизиций и борьбу с партизанами поручали формированиям из числа местных жителей – полицаям, как их заклеймила народная молва. Германские архивные документы оценивают численность белорусских полицаев в 10 тысяч человек. В случае необходимости привлекались полицейские части с других оккупированных территорий – с Украины, из Прибалтики, из Польши.

Кроме того, до весны 1944 года Восточная Белоруссия входила в тыловой район группы армий «Центр», а там охрану несли специальные части вермахта, военно-полевой полиции и жандармерии, и они же вели антипартизанскую борьбу.

Поэтому можно говорить, что Хатынь была уничтожена именно на территории, рассматриваемой Гитлером и руководителями восточных округов и рейхскомиссариатов как завоёванное жизненное пространство, которое должно в скором будущем быть очищено для раздачи земли немецким колонистам и военным поселенцам. Последовавшие после войны суды над военными преступниками не делали никаких различий между идейными германскими нацистами, и между белорусскими полицаями и бандеровцами, убивавшими невинных людей по шкурным мотивам – за усиленную пайку и стакан самогона.

С тех пор было открыто много архивных документов, подлинная история уничтожения Хатыни теперь не является тайной, хотя и продолжает оставаться объектом идеологической борьбы. Массив документов по Хатыни сравнительно доступен для каждого, кто интересуется историей Великой Отечественной войны, и историей Беларуси, поэтому я не буду останавливаться на общеизвестных фактах. На Украине материалы по Хатыни частично уничтожены уже после 1991 года. Некоторые оставшиеся документы были переданы из СБУ в украинский институт национальной памяти, и там бесследно пропали. Как и в случае с Волынской резнёй, украинские историки и политики не признают участия бандеровцев в массовых убийствах на территории Беларуси.

Тут следует отметить, что и в самой Беларуси не делают акцент на украинском следе в трагедии Хатыни. Нередкими стали публикации, где утверждается, что, я цитирую, «белорусский советский общенациональный миф партизанства является на деле советским/имперским мифом партизанства, в котором белорусам, как народу, фактически отведена служебная роль самоотверженных идеологических борцов с врагом метрополии. В данном контексте фигура Партизана приобретает откровенно колониальные коннотации».

И всё же «Огненная деревня», как её называют в Беларуси, остаётся общенациональным символом тех жертв, которые принесла БССР на алтарь Великой Победы советского народа.

Комментарий Александра Зимовского телеканалу «Звезда», полная версия
Tags: Белоруссия, ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЕМ ДОСТОЙНЫ, Память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments