rimmir (rimmir) wrote in zampolit_ru,
rimmir
rimmir
zampolit_ru

Из истории празднования Первомая в Москве

Сегодня мало кто знает, но традиция праздничных гуляний в Москве имеет более чем 300летнюю традицию. Лет тридцать назад в музее истории Москвы внимание привлекла цветная открытка начала прошлого, ХХ века: на лужайке нарядные дамы, элегантные кавалеры и офицеры, экипажи. И загадочная подпись: «Первомайские гуляния в Сокольничьей роще». Что же скрывается за этой странной фразой?

 
Оказывается, обычай празднования Первомая в первопрестольной восходит ко временам Петра Первого. Согласно старинному преданию, в районе Сокольничей рощи был во времена Петра Первого обустроен стан немцев, прибывших на поиски удачи или поступивших на русскую службу.
   Произошло это 1 мая 1694 года. Поэтому переселенцы и дети их стали встречаться здесь ежегодно 1-го мая, чтобы вспомнить и отметить свое прибытие в Россию. Здесь же они общались с москвичами, у которых впоследствии этот праздник стал называться "немецкими станами".
   Близ Сокольников же царь Петр поселил пленных шведких мастеров, которые обучали таинствам своих ремесел молодых москвичей. Недалеко от Сокольничей рощи, в царской вотчине - селе Преображенском находилась парусная фабрика, работавшая на нужды Российского флота.
   В Сокольничей роще Петр потчевал немецких и шведских мастеров "своими столами", то есть за государев счет, в силу чего первомайские гуляния привлекали массу желающих поглазеть на императора и его придворных.
   Любопытно, но факт: первомайские гуляния в Москве изначально имели интернациональный характер и были связаны с чествованием человека труда, пронеся эту свою особенность через века.
   Кстати сказать, обычай празднования Дня труда существует и в других странах, но в США, например, он приходится на начало сентября.

  Обычай празднования Первомая сохранился при дочери Петра Елизавете, причем, по свидетельству современника, только в 1756 году гостей на праздник доставили более тысячи экипажей. Прибывавшие на праздничный пикник вельможи разбивали здесь легкие палатки, в которых под звуки многочисленных оркестров совершались роскошные трапезы.

  И в начале XIX века первомайские гуляния выходили необыкновенно многолюдными.
  «Все московские гуляния прошлого века, - писал в вышедшей в начале прошлого века и  переиздананой в конце 80-х годов книге "Старая Москва" большой знаток и энтузиаст изучения московской старины Иван  Егорович Забелин, - отличались большим разнообразием и разгулом. Общее веселье тогда поддерживалось и общим участием москвичей, большинство которых не успело еще поставить себя выше народных обычаев и не только не чуждалось, но, напротив, принимало самое живое личное участие во многих забавах простого народа. 
  Гуляния того времени еще во многом сохраняли те первобытные черты, в которых вполне отражалась старинная жизнь со всеми особенностями и оттенками; эти главные черты были: пьянство, пляски, кулачные бои и т.д.».
  (И.Е. Забелин (1820-1908), как известно был известным российским археологом и историком, на протяжении многих лет занимавшемся изучением быта и истории Москвы. В 1871 г. он получил степень почетного доктора русской истории от университета святого Владимира. В 1879 г. избран председателем Общества Истории и Древности, а затем товарищем председателя Исторического музея в Москве, в здании которого и поныне сохранен его мемориальный кабинет. В 1884 г. Забелин был избран членом-корреспондентом, а в 1892 г. - почетным членом Российской Академии Наук).


Одним из центров каждого гуляния, писал Забелин в "Старой Москве", был большой шатер, известный также под названием "колокола": внутри него стояли стойки с бочонками и разною питейной посудою.
В шатрах или палатках поменьше располагались продавцы пряников, орехов, пива, медовухи, сбитня и "кислых щей" (старинного напитка, похожего на квас).
Были здесь и традиционные качели, позднее стали появляться и карусели.
На импровизированных подмостках разворачивались нехитрые представления, непременным участником которых являлся шут или дурак, веселивший народ отнюдь не целомудренными шутками.

Но постепенно на гулянья эти стали прибывать и иностранные гости со своими "сюрпризами": в книге "Старая Москва" Михаил Иванович Пыляев перечисляет десятки имен иностранцев, в свое время поразивших Москву неведомыми доселе диковинами и вошедшими благодаря этому навечно в ее историю.

  Как известно, политическую окраску празднование Первомая приобрело лишь в конце 19 века, хотя праздник этот имеет более чем трехсотлетнюю традицию.

  Отметим примечательный факт: как бы ни показалось это парадоксальным, но о маевках, стачках и демонстрациях 1 мая 1890 - 1900 годов в России не упоминалось даже в "Кратком курсе Истории ВКП(б)".
Объясняется это, по-видимому, тем обстоятельством, что эти рабочие выступления имели "внепартийный" характер и только весьма опосредованно были связаны с зарождающимися социал-демократическими организациями.

  Как известно, решение о проведении рабочих демонстраций ежегодно 1 мая было принято в июле 1889 года первым конгрессом II Интернационала в знак солидарности с демонстрацией чикагских рабочих 1886 года. Тогда из-за провокации анархистов полиция открыла огонь по демонстрантам, вследствие чего среди них имелись убитые и раненые.

  Первая политическая «маевка» в Москве состоялась 30 апреля 1894 года в лесу близ Вешняков. На ней присутствовали около 300 представителей 35 предприятий города и было принято название созданной организации - "Союз рабочих".
С мая 1901 года в Москве, в противовес ставшим популярными социал-демократическим маевкам, начальником Московского охранного отделения Сергеем Васильевичем Зубатовым,  в здании Политехнического музея стали проводиться собрания и "чтения по рабочему вопросу", знаменовавшие его политику "полицейского социализма".
С 1918 г. Первомай становится государственным праздником в Советской России, которым он и оставался до 1992 г.
1 мая 1990 г. после традиционной демонстрации трудящихся на Красную площадь Москвы вышли участники первой "альтернативной демонстрации" с антисоветскими, антикоммунистическими и антигорбачевскими лозунгами (в то время - с 15 марта 1990 г. М.С. Горбачев - президент СССР и Генеральный секретарь ЦК КПСС).
Ныне в России Первомай празднуется как праздник весны и труда, не имеющий для большинства людей более или менее выраженной политической окраски.
Свою социально-политическую окраску первомайские манифестации сохранили во многих странах мира - от Японии и Европы до США.
В 2009-2010 годах демонстрации в Лондоне и Берлине сопровождались столкновениями молодых радикалов с полицейскими и массовыми беспорядками, провоцировавшимися анархистами и "антиглобалистами" (см.: "Дети" Сиэтла http://www.proza.ru/2007/06/04-95).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments